Ореховый Спас отмечают православные новосибирцы

30.08.2018

К кормильцу – с душой: вся работа с кедром «тёплая». Сортировка орехов кажется монотонной, скучной, но мастерицы за работу держатся – любят.

Галина Сукова, переборщик кедрового ореха: «Перебираешь – успокаиваешься Мне, например, нравится. Я уже лет 15 на этом производстве».

Переборка – дело тихое. Самое шумное – обрушение ореха. Дробят скорлупу механические жернова – быстро, легко, в отличие от работы вручную. Андрей Михеев показывает, как перемалывали шишку наши предки: сначала утюжили 10-килограммовым деревянным прессом, после – отсеивали шелуху и на специальной рушилке мололи скорлупу.

Идеальные ядра – основа для кедрового масла: их – в льняной мешок и под пресс. Из трёх килограммов – больше литра чистой пользы: для сосудов, нормализации давления, лечения язв. Скорлупу используют в декоративных целях – для оформления садовых дорожек, – пленкой от ядра набивают подушки, изготавливают на основе даров кедра и мыло. Казалось бы, остатки производства – невзрачные горькие орехи – и те пускают на олифу. Без преувеличения, вся шишка – сокровищница.

Олеся Герасименко, корреспондент: «В селе Кандаурово даже построили «Дом для шишки» – специальный склад для правильного хранения кедрового ореха. Мешки из материала, который позволяет шишке дышать – таким образом, ей не угрожает плесень, шишка не теряет полезных свойств и может храниться до четырех лет».

Щедро плодоносит кедр раз в три-четыре года. Нынешний год – неурожайный: тайга отдыхает по всей Сибири. Богатый сбор ожидают только на Дальнем Востоке, плюс запасы прошлых лет – без даров царь-кедра не останемся.