В Новосибирской области перепрофилируют сельскохозяйственные предприятия

28.10.2012

В Зуевке сегодня обо всем говорят в прошедшем времени. Это, например, здание зуевской школы. Еще в прошлом году здесь учились ребятишки. А в этом году классы почему-то закрыли. С этого все и началось, уверены местные жители. Известие о закрытии отделения сельхозпредприятия - как гром среди ясного неба.

В этих помещениях еще недавно стояли буренки. Все трудоспособные жители Зуевки были заняты их обслуживанием. Доили, кормили, надеялись - будет и работа и зарплата.

Ирина Пукало, бывшая доярка хозяйства "Новая заря": "Возродил, вроде нас. Пообещал деньги каждый месяц. Мы кредитов набрали. Как сейчас жить? Вот, как жить? А он приехал и сказал - вы мне не нужны!".

Решение о реорганизации Зуевки зрело уже давно, уверяет руководитель сельхозпредприятия "Новая заря" Денис Субботин. Животноводческие помещения пришли в негодность. Оставлять в них скот, тем более, разрешать присутствие людей стало просто небезопасно. К тому же отделение приносило одни убытки. Нынешняя засуха подбросила в огонь страстей свое поленце. Отделение признали нерентабельным и закрыли. Скот перевели на центральную усадьбу. Корма вывезли.

Денис Субботин, председатель наблюдательного совета хозяйства "Новая заря": "Людям предложено работать на тех же должностях. Но придется им ездить на работу в Орехов Лог. Это порядка 12 километров".

Единственная возможность - добираться на своих машинах. У кого есть. При зарплате в 8 тысяч рублей в месяц так работать - только наработаться...

Сергей Пинтусов, бывший тракторист хозяйства "Новая заря": "А сейчас у нас вообще 303 рубля за семь часов. А если на своей машине ездить, посчитали, 2 тысячи мне будет оставаться. Все".

Принять такой бесславный исход родной деревни жители Зуевки не готовы. Не скрывают и обиды на руководителя хозяйства. Денис Субботин - депутат областного совета - по мнению жителей, в первую очередь должен быть заинтересован и в сохранении села, и трудоустройстве населения.

Сельские территории напрямую зависят от благополучия сельхозпредприятий. Экономически развитые агрофирмы берут на себя и расчистку дорог, и обеспечение водой. Так было и в Зуевке. Потянет ли муниципалитет новые затраты? Водонапорная башня, например, устроена так, что воду дает только при большом разборе. Он был, когда работали коровники. Теперь будет перемерзать. Люди боятся остаться наедине со своими проблемами.

Александр Баев, глава Краснозёрского района: "Село будет жить. По крайней мере, вся соцсфера будет работать. То, что вы говорите - по дороге, по воде - это все будет делаться. Мы не списываем их только потому, что там прекратила существовать ферма. Мало того, возможно, это хозяйство завтра вернется и поставит туда на откорм, допустим, бычков".

Оптимизм главы района, да, как говорится, Богу бы в уши... У руководителя хозяйства никаких планов относительно Зуевки нет. Мало того, отделение только-только закрыли, а животноводческие помещения уже начали разбирать.

Денис Субботин, председатель наблюдательного совета хозяйства "Новая заря": "У нас есть мечты на какое-то далекое будущее. И есть какая-то реальность, в которой мы должны жить. Экономическая реальность на сегодня такова, что наша задача сохранить стадо, которое есть - 960 голов, прожить этот год, провести посевную следующего года и кормозаготовку. Задача и план - дожить до следующей осени. Все остальное - мечты и фантастика. Не хотелось бы это озвучивать".

Ситуация, конечно, непростая. Понять можно и людей - они боятся за свое село, за свое будущее. Понять можно и собственника сельхозпредприятия - он не желает работать себе в убыток. Но в том же Краснозёрском районе есть другие примеры. Руководитель хозяйства "Новомайское", например, считает закрытие отделений экономически недальновидным шагом. В Целинном развивают овцеводство.

Дмитрий Дынер, главный зоотехник хозяйства "Новомайское": "На самом деле без овцеводства уже б этой деревни не существовало. Но мы стараемся. Помимо овцеводства занимаем и КРС. Чтобы люди всегда были с работой. В этом году мы оставили еще дополнительную отару ягнят. Люди есть. Можно поработать с ними".

За последние десять лет с карты Новосибирской области исчезло почти четыре десятка деревень. Пополнит ли этот список Зуевка? Бежать людям некуда - дома не продать, в другом месте не купить, но и держаться не за что. Исполнит ли власть свою прямую обязанность - обеспечения социально-экономического благополучия населения? - это пока вопрос. Ведь падение Зуевки, по большому счету, и началось с властного решения о закрытии школы...