«Вести» публикуют специальный репортаж о подвигах новосибирцев в тылу

01.07.2020
Тамара Тимофеевна Шубинская в Новосибирск приехала из Воронежа в декабре 1941-го вслед за эвакуированным заводом «Электросигнал». На предприятие пришла 17-летней девчонкой сразу после школы. А через месяц началась война. В Новосибирске осваивала выпуск военной аппаратуры для Красной армии.

Жила в землянке рядом с заводом, как и многие, кто был эвакуирован в Новосибирск. В сибирскую столицу перевезли 30 предприятий со всей страны. Новые производства запускали порой под открытым небом, в 30-градусный мороз. Снаряды для артиллерии, оптические прицелы для танков, боевые самолеты. Полк в сутки – столько авиамашин выпускали на заводе Чкалова к 1944 году. В соседнем институте имени Чаплыгина, тоже эвакуированном в начале войны, проводили испытания. Женщины и дети, нередко даже младше 14 лет, составляли трудовую армию Новосибирска.

«Мы когда восстанавливали самолеты сбитые, например, на ИЛ-2, регулярно встречались с тем, что кривые края металла, видно, что либо женская рука резала, либо ребёнок», – рассказал директор Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С.А. Чаплыгина Владимир Барсук.

В военное время в городе появилось приборостроение, металлургия. Все прожекторы, которые использовали в авиации, на флоте, и даже во время прожекторной атаки при штурме Берлина, были новосибирского производства. Работали круглосуточно.

«Девушки выпускали снаряды, и вот заканчивается смена, они думают: «Ну вот всё, 15 минут, и пойдём домой, мы устали». В это время приходит директор завода и говорит: «Девочки, дорогие, пришла телеграмма из Москвы, нам надо увеличить количество продукции, поработайте ещё 12 часов». И они поработали ещё 12 часов, и за это в награду получили по два куриных яйца, и это было счастье для них», – поделилась директор музея Новосибирска Елена Щукина.

В Новосибирск отправляли лечиться: 35 госпиталей приняли около 280 тысяч раненых. Для многих из них это был шанс на спасение. Здесь оперировал легендарный хирург Владимир Мыш.

Новосибирск стал хранителем не только промышленности, здоровья, но и культуры. В город эвакуировали пять театров, ленинградскую филармонию, фонды из 19-ти государственных музеев. Всю войну в здании строящегося Оперного хранили экспонаты Третьяковской галереи, дворцов-музеев Пушкина и Павловска, музеев Новгорода, Севастополя, Твери. В Новосибирске не было войны, но местные жители хорошо знают, что такое война. Условия, в которых приближали победу в тылу, в десятки раз повышает ценность их трудового подвига.

Напомним, 1 июля «Вести Новосибирск» проводят интернет-марафон о ходе голосования по изменениям в Основной закон России