В хлебных магазинах готовят новые ценники: самый главный продукт может подорожать

12.12.2014

Давно известно, что у нас, когда слишком хорошо - это совсем нехорошо. Урожай зерна-2014 стал вторым по величине в современной российской истории после рекорда шестилетней давности. Однако зерно растет в цене, резко набирая обороты, что грозит потянуть за собой длинную цепочку - хлеб, макароны, корма, мясо и так далее.

В последнее время мы привыкли возмущаться парадоксом нефти, которая дешевеет, а бензин растет. Ситуация с зерном более логична. Это - биржевой продукт глобального оборота, цены привязаны к мировым валютам. Рубль пикирует - значит, дорожает в рублях и зерно.

К тому же на мировых биржах в начале зимы произошел резкий скачок. Косвенно его спровоцировала сама Россия - из страны пошли слухи о возможном ограничении вывоза зерна. Рынки переполошились, наши экспортеры потерли руки. Хотя такие игры сродни бумерангу: прилетит и ударит по затылку...

Тем временем на внутреннем рынке крестьян подозревают в том, что, ожидая большего роста цен, они придерживают зерно. Дефицита, надо полагать, в стране не будет, но ажиотажный спрос возникает.

Сергей Гребнев, президент хлебопекарного объединения: «Это старая история уже, к сожалению, старая как мир, отсутствие рынка - мы называем его АПК, сельское хозяйство. Там нет правил. Рост цены беспрецедентный, это пик цены. Мы печем хлеб 22 года, такой высокой цены не было».

И вот закономерное развитие ситуации: по информации "Коммерсанта", пекари России начали уведомлять торговые сети о грядущем подорожании хлеба - минимум, на 10 процентов. В стране, где хлеб всему голова, пришел черёд напрягаться власти.

Василий Пронькин, заместитель губернатора Новосибирской области: «Когда мы говорим о том, что 10 или 11 рублей стоит зерно, значит, мы должны ощущать, что 17,18,19 рублей будет стоить мука. А за мукой пойдет и булка хлеба. И поэтому сейчас стоит задача сохранить те социальные сорта хлеба, которыми пользуется большинство населения и на них нам необходимо поддерживать ту цену, которая приемлема для людей».

Если исключить нерыночные, административные рычаги, то влиять на ситуацию правительство может товарными интервенциями - вбросом дешевого зерна на рынок. Но этот ресурс крайне ограничен. В октябре государство объявило закупки зерна в казенные закрома. Но процесс фактически провалился - аграрии проигнорировали мизерную госцену, чуть больше 6 тысяч рублей за тонну пшеницы. Цена на рынке уже тогда была заметно выше, а сейчас подбирается к 11 тысячам. Рост цен на зерно - это клубок объективных и спекулятивных причин. Зерновые биржи в Америке и Европе сейчас немного успокоились, пшеница в мире опять начала худеть. Но у нас на полуистеричной волне хлеб, очевидно, подорожает. Хотя по глазам и по мозгу новые ценники вряд ли сильно ударят. Ибо лесной пожар - это когда горит весь лес, а не отдельные деревья.