Штучная профессия: кто сегодня становится композитором?

18.12.2015

Мелодия для оркестра в исполнении автора. Андрей Молчанов - композитор наоборот: сперва начал сочинять, а потом пошел учиться. В музыку пришел в 15, по профессиональным меркам - поздно. Но зазвучать это не помешало. Сегодня его мелодии - в фильмах, спектаклях, на международных конкурсах. Ноты - пища для души, но на тело не хватает.

Андрей Молчанов, Композитор: «Заказ - это дело случая. Поэтому рассчитывать молодому композитору начинающему, что он будет жить только за счет сочинения - это очень сложно. Поэтому приходится искать где-то постоянную работу, а сочинения - на основе какой-то деятельности».

Ольга Дурных, Корреспондент: «В Новосибирской консерватории есть специальный факультет, где готовят композиторов. Здесь могут научить ремеслу сочинения произведений, но если в студенте нет искры таланта, то его музыка не будет казаться живой».

Елена - выпускница этого факультета. Собиралась быть пианисткой и играть давно изобретенные аккорды, но волею судеб - начала сочинять свои. Сейчас преподает и пишет для известных исполнителей. Парадокс, но собственные мелодии играть не любит.

Елена Демидова, Композитор: «Мне нравится, когда исполнитель - соавтор. Он предлагает свою версию. И она бывает очень далеко отходит от моего замысла. Но в тоже время это убедительно звучит, и мне вот это нравится».

Те, кто пишет нечто большее, чем очередной радиохит сегодня - штучный товар. В Сибирском союзе композиторов чуть больше 30 человек.

Владимир Калужский, Председатель Сибирской организации Союза композиторов России: «Это люди, которые нуждаются в том, чтобы их знали. Чтобы о них заботились. Да, сейчас совершенно другая ситуация, потому что 25 лет назад союз композиторов любой поддерживался государством».

Сегодня такой поддержки нет. Союз выживает, как может. Через год у него юбилей - 75 лет. К этой дате готовят серию концертов и творческие встречи, чтобы слушатель знал автора, а музыка звучала.