Вся правда о новосибирских медицинских центрах

29.02.2016
Пролог.

Вот он бежит и кричит: «А-а-а», так это с хрипотцой, потому что это первые дни из двух лет его жизни, когда он может кричать, говорить и дышать без трахеостомической трубки. Его снимает телевидение, а я и его мама смотрим на него не можем нарадоваться. Почему больше всего на свете я люблю детей и домашних животных, особенно собак и кошек? Потому что в них нет того, что я не переношу у взрослых – зависти, неискренности, похоти, лжи, лицемерия, властолюбия, тщеславия и прочих пороков… Я даже не хочу пока писать про деньги, хотя этому и посвящено моё писание.

В такие мгновения ты чувствуешь, что жизнь прошла не зря и ты дал шанс маленькому человечку стать нормальным членом общества, а не пригвоздить его приговором: «Вам трахеостома на всю жизнь!». Не скажу, что я – великий и могущественный врач. На самом деле в юности я хотел быть инженером, но моя мама очень хотела реализовать во мне свои мечты юности и поэтому я перед Вами в должности врача. Инженерные замыслы до сих пор кипят во мне и это хорошо, потому что я люблю и ценю медицинскую технику и оборудование, провожу расчеты возможных эффектов от оперативных вмешательств. Но еще я стал и психологом (а может даже и психиатром) поневоле. Но об этом позже…

Меня поразила статья про врача, который решил оставить государственное здравоохранение и уйти в медицинскую практику в коммерческом медицинском центре. Это крик души, который я в некоторой степени разделяю, но не полностью. Я – порождение нашей российской действительности, который оказался во всех её перипетиях, вынужден работать как в государственных учреждениях здравоохранения, так и подрабатывать в частных. Почему так? Потому что какую бы зарплату мне не платили в государственных учреждениях, её всё равно не хватает для нормального существования.

Что такое нормальное существование человека-врача?
1. Наличие возможности проживания в отдельной квартире без родителей.
2. Мобильность, т.е. личный автотранспорт.
3. Полноценный отдых 1-2 раза в год за рубежом хотя бы на 2 недели.
4. Участие в зарубежных конгрессах, обмен опытом и технологиями с зарубежными коллегами.
5. Достойная одежда и питание.

Закономерный вопрос: «А не слишком ли жирно?».

Ответ: Именно так живут хорошие врачи в развитых странах. Но именно хорошие, а не заурядные. Хороших врачей в той же Германии не так уж и много. По моей специальности хватит пальцев на одной руке для того, чтобы их пересчитать. А заурядных – очень много, но они лучше наших заурядных в разы!

Итак, что же наши медицинские центры? Почему-то мне хочется называть их медицинскими кооперативами.

Первый вопрос: сколько их?
«Медицинские центры Новосибирска – достаточно новые лечебные учреждения. Их развитие приходится на современную историю России. Самым старым заведением подобного типа является Новосибирский областной клинический диагностический центр. Его строительство было начато еще в 1988 году. За это время медицинские центры Новосибирска проявили себя с хорошей стороны и приобрели постоянных пациентов, улучшающих свое здоровье в выбранном лечебном учреждении».
http://prodoctorov.ru/novosibirsk/top/specializirovanniy-centr/
«Мы нашли для вас больше 1000 медицинских центров в городе Новосибирск».
http://prodoctorov.ru/novosibirsk/top/specializirovanniy-centr/
«Медицинские центры в Новосибирске — 436 организаций».
http://sfo.spr.ru/novosibirsk-i-novosibirskiy-rayon/apteki-bolnitsi-medtsentri/meditsinskie-tsentri/

Похоже, что их целая армия. Но главный вопрос: обеспечены ли они ресурсами?

Кадры:

Да их просто нет. В каждом из 400 или 1000 центров нужны стоматологи, терапевты, педиатры, ЛОРы, офтальмологи, медицинские сестры, причём хорошей квалификации. Где их взять? Их и в государственной системе здравоохранения нет.

Оборудование:

Поскольку в центрах работают не просто заурядные врачи, а недоучки, включая тех, кто продолжает учиться в клинической ординатуре, интернатуре, аспирантуре, не имея сертификата врача-специалиста, то эти люди не способны сформировать перед руководством центра адекватный заказ на приобретение базисного оборудования.

Да, компьютерный или магнитно-резонансный томографы знают все врачи (и даже главные врачи). Но сформировать спецификацию для приобретения операционного оборудования врач-недоучка не может.

И я это пишу не голословно. Я 12 лет подрабатываю по выходным дням в хорошем коммерческом медицинском центре в Академгородке. И все 12 лет я бьюсь с администрацией центра относительно приобретения оборудования для выполнения моих целей и задач, как будто это надо только мне. Все эти годы я пытался найти «запасной аэродром» на случай, если что-то меня не будет устраивать. Поэтому я имею опыт подработки в 5 ведущих центрах Новосибирска. Сказать про них, что это «Ужас», значит ничего не сказать! Комплектация оборудованием проводилась малограмотными врачами-недоучками, которые не имели опыта работы с современным оборудованием, не принимали участия в зарубежных Конгрессах, не читали доступную англоязычную литературу.

К слову сказать, что в Германии для того, чтобы стать частнопрактикующим врачом и получить необходимую лицензию нужно быть либо заведующим отделением государственной клиники, либо старшим врачом стационара, либо купить частную практику за сумму от 500 тысяч евро. У нас же нет проблем. Есть диплом и всё, предложений на рынке частной медицины – хоть отбавляй. Можно даже без проблем купить диплом. В стране дефицит рабочих мест, кризис. Но это не для медиков.

История:
Я родился в 1960 году. Не помню первые годы своей жизни. В Новосибирске оказался в 1972 году, меня этот город поразил своей серостью и наличием электротранспорта – трамваев и тролейбусов. Я ходил по нему и не понимал, зачем я здесь и что я делаю… Школа, новая, непривычная, однокашники какие-то воинственные, на переменах бьют друг друга, зачем-то даже лежачих. Даю списывать самому крутому из них и меня не бьют. Приближается период окончания школы, кажется, что девятый класс. Организую джаз-банду, пробую себя в музыке, кажется, что получается, но потом понимаю, что это не моё. Нахожу любимую девушку, зовут её Галя. Отбиваю её от своего друга, потом жалею. Галя сказала: «Ты же всё равно на мне не женишься!» . И это правда. Так тому и быть.

Поступаю в мединститут. Зачем? Хотел быть инженером, но мама так решила, поскольку не реализовала свои мечты стать врачом. Более того, она и моего среднего брата засунула в тот же институт.

Учился я, наверное, по-привычке, то есть хорошо. Было такое, что я не мог не выучить домашнее задание. Был такой предмет «Органическая химия», где нужно было написать огромные циклические формулы обмена веществ. Представляете, я сдал его на «Пять» и ни одной формулы сейчас не могу воспроизвести!

Господи! А какой был экзамен по госпитальной хирургии! Я за пять дней прочёл 5 учебников по хирургии. И вот экзамен. Его принимал доцент П. (вечная ему память!). Примечательно было то, что он никому не ставил оценку «Пять». И вот я прямо перед ним! Отвечаю по билету, вопросов не задаёт. Задаёт дополнительный вопрос: «Точка пункции брюшной аорты?». Знаю точно, что он никогда её не пунктировал, включаю всё что у меня есть в голове и, вдруг, вспоминаю! Учебник №3, страница такая-то!!! И получаю оценку «Пять!». Когда я вышел с зачетной книжкой, мои сотоварищи не поверили! «Как у доцента П. можно было получить такую оценку?!». Конечно, он был самодур, но заставлял нас учиться по-взрослому. Иногда я его вспоминаю, особенно в свете сегодняшнего состояния медицины.

Окончил медицинский институт с «Красным дипломом», ну и что? Дальше куда? 1983 год. Получил клиническую ординатуру и пришёл на кафедру ЛОР-болезней в городскую клиническую больницу № 1. Не приведи Вам Господь попасть туда в те годы! Две недели ходил и читал расписание занятий для студентов. Потом попросил профессора, заведующего кафедрой, прикрепить меня к определённому врачу, для того, чтобы я начал лечить больных. Спасибо Шефу и врачу Тамаре Петровне за то, дали возможность участия в лечебном процессе!

И пошло, и поехало… Не хочу писать про защиту кандидатской и докторской диссертаций. Об этом можно было бы написать отдельную книгу. Но в 34 года я стал доктором медицинских наук, о чём я нисколько не жалею, т.к. полностью соответствую этому званию. Можете почитать мои труды, набрав мои Ф.И.О. в любом поисковом сервисе.

Компетентность специалистов:

Это вообще запретная, наверное, тема… Думаю, что после этой статьи я буду проклят всеми коллегами. Но я пишу её для людей. Люди! Смотрите к кому Вы идете! Не читайте отзывы в Интернете, смотрите на стаж работы, наличие категории (желательно высшей), степени кандидата или доктора наук, практики работы в государственных учреждениях здравоохранения. Имейте ввиду, что хороший врач – это не тот, кто сюсюкает, а тот кто знает стандарты диагностики и лечения заболеваний. И если у Вас в рекомендациях прописаны 4 и более препаратов, то это называется полипрагмазия. Современная фармакология гласит: одна болезнь – один препарат!

В этих частных медицинских центрах я был свидетелем того, как начинающий хирург осваивал новую для него операцию на пациентке, которая ЗАПЛАТИЛА ДЕНЬГИ!

Недобросовестная реклама:

Она повсюду! Помните, что здоровье купить нельзя. И если Вы заболели, то ни в коем случае не бросайтесь в ближайший медицинский центр. Проводите маркетинговые исследования, консультируйтесь с друзьями и специалистами, не «западайте» на дешевые консультации и копеечные услуги. Помните, что компетентный специалист никогда не позволит себя эксплуатировать за 800-1000 рублей, поскольку он знает себе цену. Не верьте рекламе типа «Лечение геморроя без операции», «Избавление от простатита за один сеанс». Не обращайтесь к целителям, экстрасенсам и гомеопатам. Никто после них не выздоровел! У меня было много случаев, когда обращались состоятельные в прошлом люди и я рекомендовал им операцию, но их кошельки были уже истощены теми, о которых я писал чуть выше.

Оплата труда в медицинских центрах:

Если кто-то думает, что там манна небесная, то это ошибка. Система организации работы медицинских центров полностью заимствована из системы здравоохранения РФ. И это огромная ошибка, поскольку в ней отсутствует заинтересованность сотрудников в результатах труда. Самое вопиющее что видел я – это «оклады», т.е. фиксированная заработная плата. Конечно, руководители не могут разработать нормативы по оплате труда медицинских регистраторов, санитарок, медсестер, поскольку у них для этого голова «не созрела». Но вот оклады врачам – это нечто иное! Сколько принял больных – столько и получил, сколько провел операций – столько и получи, сколько дал наркозов – столько и денег. Это же справедливо! Нет, платят за высиживание и просиживание, как в государственных больницах и поликлиниках.

Я разговаривал со многими. Врачи, как правило, помалкивают, поскольку подписывали бумаги о неразглашении… Медсестры озвучивали сумму, аналогичную их доходам в государственных учреждениях здравоохранения. Зачем им это надо? Кто-то говорил, что не нужно катать больных, кто-то сочинял разный бред, а в глазах – тоска… Я не видел ни одного медицинского работниками, который перешел в частные структуры здравоохранения и стал бы не столько богатым, но достойным человеком. Их нет…

Что делать?

Как быть простому человеку, если у него беда? Если невозможно попасть на приём к адекватному специалисту в поликлинику, пройти полноценное исследование или (не дай Бог!) попасть на операцию к высококвалифицированному специалисту.
Давайте забудем мифы о бесплатной, доступной, высококвалифицированной медицинской помощи. Каждый депутат на минимальном или максимальном уровне, не имея на то никаких полномочий и преференций, кричит об этом. Значит – врёт. Вы хотите стоять с шести утра за талончиками на приём к непонятно какому терапевту? Или Вы хотите заплатить 800-1000 рублей за приём к несостоявшемуся, но очень доброму и чуткому врачу-недоучке? Зато без очереди и в ближайшем медицинском кооперативе! Отнеситесь к Вашему здоровью как будто Вы покупаете что-то очень дорогое и на всю жизнь (квартиру, дачу, усадьбу). Проведите полномасштабные исследования, консультации, сделайте правильные выводы, не верьте всем на 100%.

Внимательно изучите дипломы, если Вы планируете попасть на приём к доценту или профессору. Аттестат профессора ни о чём не говорит. Изучите его диплом доктора медицинских наук. Если там написано «Хирургия», смело идите к нему на приём – это настоящий хирург. Если там написано «Анатомия человека» и «Хирургия» - тем более, это специалист, который досконально знает анатомию и хирургию. Но если он невролог или ЛОР, которые имеют специальности «Патофизиология» - бегите от них, потому что они теоретики. Самая страшная специальность в дипломе – это «Организация здравоохранения и общественное здоровье» - это явные тунеядцы, главные врачи, в том числе и бывшие, им не место в здравоохранении любой страны, включая Нигерию (кстати, у нас с ними сопоставимая статистика по ВСЕМУ).

Возможно, что Ваши исследования приведут Вас не в медицинский центр, а в государственную или федеральную клинику. Кстати, я не видел ни одного медицинского центра, который был бы оснащен по современным медицинским стандартам необходимым оборудованием, кроме того, где я работаю 12 лет в Академгородке. Но и больницы не все равнозначны. Какие-то клиники «заточены» под современное лечение определенных заболеваний, а многие и нет. Ищите…

На Западе тоже всё непросто. Не стоит уповать на интернет-рекламу клиник в Израиле, Германии, США и т.п. Серьёзные клиники и выдающиеся светила в этом не участвуют. У арабских шейхов есть свои маркетологи и вышеупомянутые клиники тщательно ими востребованы. Те, кто работает с русскими посредниками – тоже посредственность. За огромные (по нашим понятиям) деньги Вы получите улыбки, хороший уход, но посредственную медицинскую помощь. Лечение у светил мировой медицины доступны только шейхам. Помните об этом! К тому же Вы там бесправны. Никакой суд не примет Ваш иск в качестве оказания медицинской помощи, которую Вам не квалифицированно оказали. Вы же не граждане их стран! Зато у нас, в России, Вы можете заработать денег по факту оказания Вам неквалифицированной медицинской помощи (сумма начинается от 500.000 рублей), поскольку наши суды используют в своей работе закон «О защите прав потребителей», как будто Вы купили себе некачественную кофе-машину.

Клинические больницы ввели систему платных услуг. Где-то это просто сервисные палаты, где-то это выбор хирурга. Будьте осторожны! Это может быть ЗАМАНУХА! Читайте вышесказанное.

Вообще, в условиях социально-экономического кризиса государственные больницы всё больше вводят платные медицинские услуги. Но за что? Сервисные палаты, где Вы лежите один (одна) и у Вас есть телевизор и холодильник, но нет общения с окружающими. Я бы не стал… Потому как пребывание в СИЗО типа больницы у меня бы расширило кругозор и я бы стал лучше понимать что такое свобода, а не полутюремный режим. Я лучше бы узнал от соседей (или соседок) как плохо у нас в больнице, какие гады врачи и паскуды медицинские сёстры, я научился бы писать жалобы министру здравоохранения, на флампе, на форумах, которых ранее я не знал. Круто! А потом какой-то наглый врачишка напишет мне ответ за подписью министра или главного врача. Приятно, черт возьми. Покажу соседям или подругам. Зауважают!!!

И еще напишу, что кормят плохо. Хотя мне и нравится. Так, чтобы им всем мало не казалось. Потом побежит врач дегустировать и скажет, что всё хорошо. Мелочь, но приятно, чёрт возьми…

Вот оно, поколение избалованное и обезображенное пропагандой, которая льётся ото всюду – телевидение, интернет… Врачи – гады, мы всё это проходили. Недавно перечитал «Записки врача» Вересаева, 1910 год. Пишут, что тогда это был бестселлер в России. Ничего нового для себя не обнаружил. Та же ненависть к врачам, нищета врачей, требования неисполнимого выполнения какого-то долга… «Эх, люди, люди…» (А.Н.Толстой).

И, наконец, психология (или психиатрия).

Работая более 30 лет врачом, я лет так 20 назад начал понимать, что не нужно быть очень крутым и сильным специалистом, нужно понимать что хочет пациент. Часто приходится общаться с людьми, которым не нужен врач конкретной специальности (терапевт, хирург, гинеколог), им нужно нечто иное – общение, дать возможность выговориться, выразить свои эмоции. Почитайте Мясникова Александра Леонидовича, его воспоминания об обучении в США, когда поступал пациент из России, именно ему предлагали американские коллеги вести этого больного. С ним же надо поговорить от души!

Часто я вижу людей, у которых имеют место «сверхценные идеи» (это психиатрическое понятие, когда человек создал в своём мозге ложное представление об окружающем мире). Человек считает, что если он изменит что-либо в себе даже путем хирургического вмешательства, то он изменит ситуацию по отношению к себе среди прочих людей. В качестве примера могу привести следующую ситуацию. Женщина просит изменить ей лицо, допустим, форму носа, ушей, ввести гель в губы, выполнить коррекцию половых губ и мотивирует своё желание тем, что именно по этим причинам она не нравится мужчинам, не может создать семью, у неё не клеится с работой, её не любят коллеги и т.д. Всегда хочется вразумить эту пациентку, но это бесполезно, поскольку «сверхценная идея» захватила её полностью. Это может быть и мужчина. Один мой больной сообщал мне, что у него что-то в голове звенит, поэтому возникали проблемы с эрекцией…

Мы живём в больном обществе, нас постоянно лихорадят какие-то кризисы, мы смотрим новости по телевидению, напоминающие сводки с фронтов перманентной войны, мы испытываем постоянный стресс из-за изменений законодательства, новых фискальных воздействий, изменения тарифов ЖКХ и т.д. Не каждому дано вынести это бремя, но не стоит уповать на изменения в жизни путем метаморфозов своего тела. Тело можно, конечно, изменить, но социально-экономическая ситуация не изменится. А для того, чтобы выйти замуж или жениться в настоящее время нет проблем – социальные сети заменили почти полностью «живое» общение.

Эпилог.

Для чего я это написал? Меня очень тронул крик души врача в статье «Итак, коллеги, я больше никого не лечу». Стаж работы – 3 года, плюс 6 лет обучения в ВУЗе. Мне 55 лет, стаж 32 года. Я прошел, как говорится «И Крым, и Рым…». Было всё – осложнения, летальные исходы, бессонные ночи, нищета, подлость, предательство, судебные дела, выговоры, взыскания. Для чего? А для того, чтобы иногда почувствовать то, с чего я начал эту публикацию «Вот он бежит и кричит: «А-а-а», так это с хрипотцой, потому что это первые дни из двух лет его жизни, когда он может кричать, говорить и дышать без трахеостомической трубки» (http://www.nsktv.ru/news/medicine/novosibirskie_vrachi_vernuli_rebenku_dar_rechi_270820151213 можете посмотреть).