Куплю дешево онлайн: что покупают в виртуальных магазинах

26.10.2016

Объемы рынка интернет-торговли в России увеличиваются ударными темпами, об этом свидетельствуют данные совместного исследования Ассоциации компаний интернет-торговли, «Почты России» и «GfK».

В первом полугодии 2016 года объем продаж составил 405 млрд рублей, показав рост на 26%. Аналитики прогнозируют дальнейшее увеличение интереса к покупкам онлайн – до конца года объемы рынка могут составить 900 млрд рублей, что больше результатов 2015 года на 18,4%.

Ожидаемо растет и трансграничная торговля – импорт товаров в Россию с начала года вырос на 37%, до 143,1 млрд рублей, а по итогам года эксперты ожидают рост доли трансграничной торговли в онлайн-ритейле до 35%.

Чаще всего товары закупаются на онлайн-площадках Китая. Восточный сосед поставляет товары 90% онлайн-покупателей. Для сравнения, на долю ЕС приходится лишь 4%, США – 2%, остальные страны также 4%, сообщает «КоммерсантЪ».

Не отстают от общероссийских тенденций и новосибирцы – аудитория покупателей интернет-магазинов с начала года выросла на 42%, в то время как среднероссийские темпы прироста составляют 34%, об этом сообщил портал «Континент Сибирь» со ссылкой на данные «Яндекс. Метрики».

Популярности приобретения товаров через интернет добавляют так называемые «совместные покупки». Суть направления проста – товар можно купить по оптовой цене при объединении усилий нескольких людей.  Организатор закупки находят интересующий пользователей товар, выясняют условия поставок оптом, готовят прайс и собственно  и проводят закупку. В дальнейшем организатор такого бизнеса занимается лишь расширением ассортимента, сбором и оплатой счетов.

В Новосибирске на крупнейшем городском форуме существует отдельный раздел, в котором организаторы и покупатели находят друг друга, оставляют отзывы и занимаются «пристроем» - так на сленге называется объявление о продаже не подошедших вещей. Чаще всего желающие выкупить находятся быстро и деньги возвращаются тому, кто оплатил товар изначально.

Два организатора «Совместных покупок» рассказали «Вестям», что идея заняться подобным бизнесом пришла к ним в кризисных 2008 и 2009 годах. Тогда, как и сейчас, многие горожане снизили частоту посещения торговых центров  - люди искали альтернативу вещам из магазинов, в том числе из-за цены. О больших китайских онлайн магазинах тогда знали не многие, первые партии товара были куплены на собственные деньги и быстро разошлись.

Один из крупнейших новосибирских организаторов рассказывает, что как отдельное направление совместные покупки сформировались в 2010 году. Сначала закупались оптовые партии товаров на популярных китайских торговых онлайн-площадках, вроде «Aliexpress», «Alibaba», иногда заказывали что-то на «Ebay», но цены там были на порядок выше, чего не скажешь о качестве.

Самым популярным сегментом «совместных покупок» остается одежда – по данным участников рынка доля приобретений предметов гардероба составляет порядка 70%. Закупают гардероные под заказ. Активно покупают аксессуары и домашний текстиль – собеседники «Вестей» затруднились оценивать долю данных видов товаров в общем объеме.

По данным портала пользователей интернет-площадки «Aliexpress», в числе самых популярных групп товаров, кроме одежды, оказались аксессуары для гаджетов, китайские часы, бижутерия и сопутствующие электронные девайсы – например, автомобильные регистраторы, кабели, переходники.

На вопрос о наценке на товары участники рынка отвечают уклончиво, называя среднее значение в 20%. Впрочем, собеседница «Вестей» рассказала, что в её закупках средняя наценка составляет 100%.

«Продажи зависят от сезонности, среди одежды наибольшим спросом всегда пользуются платья, осенью – пуховики. В этом сезоне продажи именно по одежде стали нестабильными, люди чаще экономят на одежде, либо ищут альтернативные варианты по более низкой цене», - рассказала собеседница «Вестям».

Заработок организаторов совместных закупок колеблется на уровне чуть выше средней зарплаты по региону – в районе 40-50 тысяч рублей при выстроенной системе закупок и наличии постоянных покупателей. Начинающие участники рынка рассказали, что с учетом всех расходов и платежей в карман попадают лишь порядка 20% от прибыли.

Ключевым преимуществом совместных покупок онлайн остается цена, а также возможность приобрести качественную вещь, которую невозможно найти в торговых центрах.

«Покупки в интернете дают человеку свободу выбора и сокращают время на офлайн-шоппинг. Многие покупатели стали более разборчивыми в выборе одежды, найти аналогичные в интернете, определить размер и заказать доставку на дом не составляет труда», - рассказали «Вестям».

В то же время, на «Ютубе» есть целое направление видеороликов в стиле «ожидание от заказа-реальность». На видео девушки не скупятся на эпитеты о купленных товарах, которые оказались более низкого качества, чем ожидалось. Покупка продукции у непроверенного продавца похожа на классическую игру «авось».