Корреспондент «Вестей» разобрался в истории праздника 8 марта

09.03.2017

Цветы, духи, хлопочущие на кухне мужья, сыновья и братья – атрибуты праздника если и не привычные, то каждый год ожидаемые. Заполучить и увидеть все это удается далеко не каждой женщине – в этом наш мужской промах. Стандартное оправдание: «А вы нам на День защитника Отечества – что?» Кстати, поздравлять женщин с праздником весны нужно как раз 23 февраля, а никак не 8 марта. Именно в этот день по старому стилю – то есть минус 13 дней от нынешнего календаря — 15 тысяч трудящихся женщин сновали с плакатами по Нью-Йорку, требуя зарплат, как у мужчин, сокращения рабочего дня, а главное – допуска на выборы.

Год спустя коммунистка Клара Цеткин предложила учредить национальный (читай, «американский») День солидарности женщин и отмечать его в последнее воскресенье февраля. Потом праздник «переехал» на 27 августа, потом – на 19 марта, потом – на 12 мая, а потом – на 2 марта. Никак не могли определиться. Позже вспомнили о той самой демонстрации 8 марта, и про капиталистический Нью-Йорк решили забыть. Клару Цеткин и ее соратницу Розу Люксембург увековечили в топонимике: в честь первой названы улицы в 4 городах нашей страны, в честь второй – гораздо больше, однако, в Новосибирске среди его Первомайских, Большевистских, Карла Маркса, Советских и прочих Коммунистических улиц имени Люксембург нет.

За годы постсоветской власти феминистско-революционная окраска праздника забылась, а традиция вручать подарки осталась. Почему – ответ на этот вопрос нашли специалисты из музея революции в Москве.

Получив избирательное право, женщины к заветным кабинкам с кумачовыми занавесями шли неохотно – и их в СССР начали заманивать на участки. В годы тотального дефицита в день выборов организовывалась продажа «чего-нибудь этакого» без талонов. В порядке общей многочасовой очереди в женские ручки отпускали батон колбасы «Докторская», банку икры или связку бананов. Так и пошло. Права женщины отстояли, банан получили – будьте любезны. 8-го марта женщины ждут цветов, духов, драгоценностей. Но так – только в России и в некоторых странах расколовшегося Союза.

Любой справочник скажет: Международный женский отмечают в Анголе, Гвинее-Бисау, Замбии, Камбодже, Кении, КНДР, Мадагаскаре, Монголии, Уганде и Эритрее. Списочек, конечно, не ахти, но как нет некрасивых женщин, так никто и не скажет, что Гвинея-Бисау – не заграница. Любопытно другое. Я лично обзвонил посольства этих стран — тех, что представлены дипломатическими миссиями – и оказалось, что праздник в этих странах не то, что не отмечают, о нем вовсе не знают. Вот ответ посла Кении в переводе с английского: «Какой день? Международный женский? У нас нет такого праздника. У нас вообще отмечается всего три дня в году: День Мадарака 1 июня (это что-то вроде вашего Дня независимости), День героев в октябре и День республики. Женщин каждый поздравляет, когда хочет и с чем хочет. С Днем рождения, как правило, поздравляют».

Тот же ответ – от мужчин из других якобы празднующих стран. Только Китай подтвердил – сегодня «поднебесные» женщины работают на несколько часов меньше, чем обычно. Ну и еще, перед тем как добавить «ложку меда»: каждый год ООН объявляет тему празднования 8 марта – правда непонятно для кого. И никаких тут вам «любви, красоты, и счастья в личной жизни».

В этом году тема торжества звучит так: «Женщины в контексте изменений в сфере труда. Планета 50х50 к 2030 году». Прошу прощения за сухость формулировок – автор не я, а ООН, а она, видимо, ничего не понимает в женской красоте, чуткости, трогательности и умении направить нашу мужскую сокрушительную силу в созидательное русло... В общем, «мужик сказал – мужик сделал». С праздником, дорогие.