«Вести» узнали историю новониколаевского врача Ивана Абдрина

31.10.2017

Новосибирцы традиционно собрались на панихиду в Вознесенском соборе, а потом проследовали траурным шествием до памятника в Нарымском сквере. Сюда из года в год приходят люди, пострадавшие от «партийных чисток», раскулачивания, принудительного переселения, лишения гражданских прав, а также их потомки. Не замалчивать правду о масштабах гуманитарной катастрофы, рассекречивать архивы для исследователей, уважать память о людях, пострадавших от произвола советских властей – об этом сегодня говорили на митинге.

Дворянин, отличник Казанского университета Иван Абдрин избрал не научную карьеру, а путь практикующего врача. Сначала лечит рабочих-строителей моста через Енисей, а потом его переводят к нам, на станцию Обь. В беспорядочно растущем посёлке мостостроителей – травмы и вспышки инфекции, но лишь один лекарь, Абдрин становится вторым. Кроме героического медицинского труда, он как-то успевает читать мастеровым лекции о гигиене. После пожара 1909 года его избирают мировым судьёй, а перед войной врач возглавил объединённую железнодорожную больницу.

Антон Лучанский, корреспондент: «В начале XX века Иван Абдрин – самый последовательный борец за чистоту. Начинается мировая война, через Новониколаевск следуют эшелоны с войсками, в городе нет водопровода и канализации, распространяются эпидемии – в первую очередь, тифа. Сохранилось выступление Абдрина на Совете у городского главы, он говорит буквально: «Сад при Коммерческом собрании превратился в натуральный клозет». Коммерческое собрание сегодня – театр «Красный факел», самый центр города. Но у медиков и города были впереди проблемы пострашнее – Гражданская война и более масштабная эпидемия тифа».

Задача врача – лечить людей в самых экстремальных условиях, и Абдрин делает это независимо от того, кто у власти – красные или белые. Война сталкивает самых разных людей. Так Абдрин становится лечащим врачом чешского писателя Ярослава Гашека, а автор «Швейка» встречает в Сибири... жену.

Павел Романов, студент Новосибирского государственного педагогического университета: «Известно, что жена Гашека ухаживала за ним именно в этой железнодорожной больнице и в дальнейшем они поженились».

Павел Романов – студент-историк – сумел собрать в одну книгу историю Абдрина. Это было непросто. Долгие годы имя и заслуги, по сути, первого врача Новониколаевска замалчивались, потому что уже на восьмом десятке его назвали контрреволюционером.

Павел Романов, студент Новосибирского государственного педагогического университета: «Его обвиняли в том, что он готовил вооружённое восстание в Новониколаевске. Скорее всего, причиной этого стал тот факт, что во время Гражданской войны он всё время оставался в городе, имел какие-то контакты с белогвардейцами, в том числе, с представителями Белой армии, ну, и в том числе входил в элиту дворянского общества Новониколаевска».

Сыновья Абдрина – геолог и медик – попали под тот же безжалостный каток, выжить удалось лишь старшему, Георгию. Вернувшись из лагерей, он добился реабилитации семьи. Но для возвращения имени Первого врача понадобились десятилетия.