Глобальное потепление взяло паузу

Сегодня о глобальном потеплении не говорит только ленивый. Между тем средняя температура воздуха на планете за последние 16 лет практически не повысилась.
26 августа 2014, 17:31

Как пишут Вести.ру, учёные постоянно пытаются выяснить, является ли данный процесс естественным или же имеет антропогенный характер, то есть зависит от деятельности человечества.
Многие климатические модели, которые строят учёные на основании собранных данных, прогнозировали дальнейший рост температуры, проявивший себя в 90-е годы XX века после увеличения объёма выбросов парниковых газов. Но пока они, судя по всему, не работают.

Некоторые скептики, полагающие, что никакого глобального потепления может и не быть вовсе, указывают на это и ставят под сомнение не только роль парникового эффекта, но и сам факт глобальных изменений. Однако большинство исследователей считают, что мы наблюдаем лишь временное затишье. Оно даже не противоречит потеплению в долгосрочной перспективе.
В ходе двух новых исследований учёные пытались выявить причины данной паузы. Они пришли к выводу, что имеют место естественные циклические процессы, происходящие в Мировом океане. Ка-Кит Тун (Ka-Kit Tung) из Вашингтонского университета в Сиэтле и его коллеги изучали циркуляцию воды в Атлантике и в южных областях вокруг Антарктиды. Особое внимание учёных привлекли течения, которые несут тёплые воды из тропиков к высоким широтам. Там эти потоки остывают, опускаются на глубину и отправляются в обратном направлении к экватору.

С 1970-х по 1990-е годы это движение было относительно медленным, что позволяло тёплой воде задерживаться на поверхности достаточно долго. При этом значительная часть тепла передавалась воздуху, способствуя глобальному потеплению. Но в 1999 году течения ускорились, и теперь вода не успевает достаточно остыть перед погружением в более глубокие слои.
Тун объясняет, что скорость течений зависит от солёности воды в высоких широтах. Когда потоки текут медленно, интенсивное испарение приводит к увеличению их солёности. В результате ближе к полюсам вода становится более плотной и тонет быстрее. В какой-то момент скорость погружения начинает разгонять всё течение.
Чтобы проверить свою гипотезу, исследователи изучили показатели океанографических приборов, которые измеряли параметры вод океана с 1970-го года. Учёные пытались найти недостающее тепло, которое по их расчётам распределяется в глубине. Оказалось, что момент замедления климатических изменений соответствует началу роста температуры океана на глубине до полутора километров.
По мнению авторов статьи, опубликованной в издании Science, результаты дают убедительное объяснение, почему динамика температуры воздуха и океана вышла на плато после аномально жаркого 1998 года.
Профессор Рето Кнутти (Reto Knutti) из Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich) и его коллеги также искали причины прервавшегося потепления.
Они обнаружили влияние колебаний температуры верхнего слоя Тихого океана, известные как Эль-Ниньо и Ла-Нинья, на атмосферные процессы. В ходе Эль-Ниньо, что в переводе с испанского означает «мальчик», нагретые воды смещаются в восточном направлении. В противоположной фазе Ла-Нинья, или «девочка», потоки двигаются на запад.
Продолжительность и сила каждого периода сильно варьируется. Так уже упомянутый 1998 год был ознаменован самой мощной фазой Эль-Ниньо в истории наблюдений. В то время как последующие фазы Ла-Нинья были несколько прохладнее обычного.
Помимо этого учёные утверждают, что пауза в глобальном потеплении совпала с необычным снижением солнечной активности. Обычный одиннадцатилетний цикл снижения и роста количества солнечных пятен в этот раз по неизвестным причинам длится уже 13 лет.
Также воздействие солнечного излучения на климат может быть снижено после извержения исландского вулкана Эйяфьятлайокудль в 2010 году. Большое количество мелких летучих частиц, которые были выброшены в верхние слои атмосферы, действуют как экран от солнечных лучей, считают учёные.

Результаты этой работы были опубликованы в издании Nature Geoscience.
Авторы обеих работ не видят оснований предполагать, что глобальное потепление прекратилось. Судя по всему, пауза вызвана целым комплексом естественных процессов, которые накладываются друг на друга. Учёные считают, что в скором времени увеличение температуры на планете продолжится.