80 лет на дорогах областного центра: есть ли будущее у трамвая?


Маршрут длиною в 80 лет. На этой неделе город отметил юбилей новосибирского трамвая. Для некогда популярного вида транспорта сегодня не лучшие времена. Но некоторые эксперты считают - ситуацию можно изменить.

1 декабря 2014, 15:04
Вести новосибирск

Самый первый вагон вышел на линию в 1934 году. Именно тогда началась история новосибирского трамвая. На этой неделе в честь юбилея горожан катали на ретромоделях. Кстати, в первой половине прошлого столетия - пассажиров перевозили деревянные вагоны. Холодные, но очень популярные. Сегодня раритетные экземпляры сохранились - только в памяти. Пенсионер Александр Счастнов застал времена, когда такие трамваи - ещё были на ходу. Вспоминает - места то и дело не хватало - ездили не только в салоне, цеплялись сзади, на выступе.

Александр Счастнов, пенсионер: «На колбасе ездили, но никто не ругался, ни милиция, потому что знали все - люди едут на работу».

90-ые годы - пожалуй, самые сложные в истории городского трамвая. Хозяйство пришло в упадок. От 500-т вагонов - сейчас осталось чуть более сотни. Причём, большинство из них серьёзно изношены. Но всё может измениться в ближайшие годы. Считает конструктор Михаил Никулин. Он настоящий эксперт в этой области. Рассказывает, что надо не только усовершенствовать старую сеть, но создать новую систему - наземную альтернативу метро. Схема движения скоростного трамвая уже несколько лет ждет своего часа. Так, на правом берегу путь должен пройти от станции метро Заельцовская до жилого массива Родники. А потом маршрут могут продлить и до Пашино. По Левобережью трамваи пойдут от площади Маркса. Через крупные торговые центры в Кировском районе - до Краснообска. А затем и на ОбьГЭС. На поездку пассажир потратит около получаса. В перспективе ещё одна ветка - от Маркса до Западного жилмассива.

Линия должна быть обособленной от основного автопотока. Некоторые участки - можно проложить в стороне от проезжей части. Там, где сделать этого не получится - необходимо предусмотреть надёжные ограждения. Они будут служить защитой от столкновений.

Возможно, тогда злой рок перестанет преследовать и знаменитый на всю страну новосибирский маршрут. Чёртову дюжину на железных колёсах. Огороженная трамвайная линия - это, кстати, в практике многих европейских городов. Вот несколько примеров. Франция. Страсбург. Пути организованы так, чтобы автомобили вообще не мешали движению вагонов. Германия. Берлин. Здесь тоже подобный принцип. Чехия. Пражские трамваи ходят строго по расписанию. Его публикуют на специальном сайте. Кстати, в этом мы от запада не отстаем. Сегодня каждый новосибирец может посмотреть время прибытия вагона - и где едет его трамвай сейчас в режиме реального времени. Однако на этом сходство с Европой, пожалуй, и заканчивается. Трамвайная сеть такого уровня пока для Новосибирска - только мечта. О скоростном трамвае готовят годами и только. Вероятно, что-то изменится, когда появится финансовый план для возможных инвесторов. Его обещают представить в середине декабря. Сам конструктор убежден: развивать городскую железную дорогу гораздо дешевле, чем строить подземку.

Михаил Никулин, главный конструктор КБ "Электротехнические комплексы и транспортные системы": «Для примера, на сегодняшний день - 1 километр линии метро, с учётом станций, поездов, перегонов стоит примерно от 6 до 10 млрд. рублей - в современных ценах. А вот 1 км трамвайной линии современной по современным скоростным стандартам стоит около 1 миллиарда рублей со всей инфраструктурой».

Когда именно в Новосибирске откроют скоростную железную дорогу - сказать сложно. Но абсолютно точно известно, что очень скоро горожане смогут оценить трамваи европейского производства. Чешские вагоны уже едут в Новосибирск. В город их должны доставить примерно к середине декабря. Потом трамваи начнут адаптировать - установят в них дополнительные системы отопления. Ну, а на линию они выйдут уже после нового года. Пока город купил всего 5 штук. Вагоны БУ. Но в хорошем состоянии. По крайней мере в этом уверяют новосибирские специалисты. Поясняют - в Европе сейчас полностью меняют подвижной состав - переходят на низкопольный транспорт. Поэтому и продают за рубеж по низкой цене трамваи со ступеньками. 

читайте также