Что сделали для Новосибирска военнопленные и переселенцы из Германии?


Немцы - это вторая по численности нация, после русских, в нашем регионе. В 41-м тысячи советских немцев начали привозить в Новосибирск в товарных вагонах из центральной России.
6 мая 2011, 11:54
Вести новосибирск

Но мало кто знает, что и тысячи бывших солдат Вермахта встретили здесь День победы.

Как строила НЭТИ Лидия Яковлевна рассказывает с гордостью и еле уловимым акцентом. В 42-ом году ее с семьей привезли сюда из Краснодарского края в товарном вагоне, набитом такими же, как они, советскими немцами.

Лидия Лаврова, работница Трудармии с 1942 года: "А утром ребятишки пришли, а им сказали, что немцы приехали, хвосты, роги. Они пришли, посмотрели и убежали. А потом пришли домой, смотрим - они хлеба тащат, картошку тащат нам. Потом рассказали родителям они такие же, как мы".

Потом Трудармия - работала на заводе боеприпасов, затем в полях, на стройке. Было всякое, и фашистами их называли. Но в памяти остались не оскорбления, а мастер - который ее, немку, у станка подменял, чтобы поесть успела. Удивительно ли это? Сегодня мне сложно осознать, что творилось в головах сибиряков тогда, в войну, когда их родные погибали на фронте, а рядом оказывались люди с немецкими фамилиями. Почему-то, при всей современной толерантности, я ожидала ненависти. Как те ребятишки, для которых немцы были что-то вроде черта с рогами. В 44-ом в Новосибирск пришел первый эшелон с пленными немцами. 15 тысяч солдат Вермахта и союзных Гитлеру армий встретили день победы в Новосибирской области. Почти три тысячи остались в новосибирской земле навсегда.

Данные НКВД по новосибирскому лагерю для военнопленных рассекретили только в начале 90-х. Историк Сергей Букин первым пошел в архивы за историей безымянных узников, полной мрачного трагизма. Однако картина оказалось иной.

Сергей Букин, зав. сектором истории социально-экономического развития Института истории СО РАН: "Действительно, было очень тяжело, многие умерли, но условия труда и быта были примерно такими же, как у наших рабочих на оборонных предприятиях".

У военнопленных был собственный госпиталь и поликлиники. Их продовольственные пайки по размерам совпадали с рационом советских рабочих. Конечно, скажите, мужские рабочие руки, пусть вражеские, в тех условиях надо было беречь. Но только вдумайтесь! Бывшим солдатам Вермахта даже платили зарплату! Хотя и это не главное. Не из-за этих формальностей в мемуарах бывших узников новосибирского лагеря №199 нет плохих слов о сибиряках.

Сергей Букин, зав. сектором истории социально-экономического развития Института истории СО РАН: "Наши люди в этих изможденных, измученных людях не видели больше врагов. Это были такие же жертвы войны, и если пленный просил хлеба, ему давали. Хотя самому, чтобы наестся досыта, пайка, конечно, не хватало".

Может быть, истоки кроются в национальном характере? Ведь не принято на Руси пинать ногами упавшего врага. История немцев, как советских, так и пленных - вросла корнями в историю Новосибирска. Стоят цеха, дома и дороги, которые они построили. Последний узник уехал из области в конце 90-ых.

Он жил в поселке Мирный, который основали высланные советские немцы, а затем именно здесь организовали подсобное хозяйство для лагеря военнопленных. Сотни узников выращивали овощи и скот рядом с местными жителями. И солдат Вермахта влюбился. И остался по доброй воле. За могилами тех, кто остался по воле судьбы сегодня ухаживают селяне. Мирный и ныне считается немецким. Некоторые его жители уезжали в Германию, но вернулись. Потому что здесь родина.

читайте также