Экспозиция агитплакатов рассказывает новосибирцам историю Первой мировой


Впрочем, и сто лет назад у жителей Новониколаевска было не так много знаний о войне. О боях рассказывали, понятно, участники. Но кто, против кого и главное — ради чего воюет? Главным источником такой информации были лубочные картинки. Идеологические выверенные агитплакаты были и сводками с фронта и способом поддержать патриотизм. Сегодня мы можем сами оценить их содержание.
3 августа 2014, 13:35
Вести новосибирск

Первую мировую в Российской империи называли Второй и даже Великой Отечественной. Эти благородные дамы — Франция, Россия и Англия, сердечные подруги и союзницы по Антанте. На защиту их геополитических интересов — поднялись целые народы. Враги — «немчура, австрияки и османы» — на плакатах выглядят нелепо.

Грозного противника нет, он превратился в смешного недотёпу из детской дразнилки, вот он — «немец-перец-колбаса», его за ус держит русский солдат, внизу — такой же жалкий австрийский союзник, ну а главный положительный герой — большой и уверенный в себе.

Радио в начале века — диковина, а читать умеют не все. Поэтому плакат, выросший из традиций народного лубка — становится массовым агитатором и информатором, рассказывает о героях и победах — от Турции до Польши. Рисуют мастера. Ярко, доступно, смешно. Текст: «Подошёл колбасник к Лодзи, мы сказали — пан добродзи, ну а с Лодзью рядом — Радом, и ушёл с подбитым задом». Автор — Казимир Малевич, художник известный, но далёкий от массовой культуры.

Вот легендарный казак Козьма Крючков — он в одиночку одолел одиннадцать врагов, остальных добили подоспевшие товарищи. Вот знаменитый ас Нестеров, впервые протаранивший самолёт противника, на рисунке — его подвиг и гибель. В тылу — с энтузиазмом поддерживают воинов, собирают «гуманитарку». Творческая интеллигенция начала двадцатого века помогает армии. Артисты Москвы — начинают сбор табаку для частей и благотворительные концерты.

Агитационный плакат — своего рода энциклопедия фронтовой и тыловой жизни России. Главное — уметь её прочитать. Вот так художник изобразил противостояние на европейской кухонной полке: горшок с русской кашей прижал к стене венские — то есть, австрийские — сосиски, они обращаются за помощью к немецкой колбасе, но ту саму теснит бутылка французского вина, наши союзники. Им на помощь приходят итальянские макароны, но за ними внимательно наблюдает английский ростбиф, который говорит буквально следующее, по тексту: «Лишитеся, братцы, последня вершка коль русская каша пойдёт из горшка». Москва, 1914 год. Ещё никто толком не знает, что будет, когда русская каша на самом деле пойдёт из горшка. Через несколько лет начнётся новая история Европы и новая история российского плаката.

читайте также