• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ
ЮниКредит Банк

Городские власти вновь подняли вопрос о переносе промышленных зон из городской черты

14 апреля 2013, 14:17
Пока регион строит планы по открытию новых предприятий, те, что уже работают, несут потери. Громкое разрушение недели заставило вновь говорить о промышленных зонах в Новосибирске. Рухнуло здание Жиркомбината, предприятие давно строит планы о переезде. Планы-то есть и не только у производителя мыла и майонеза, но вот и уже имеющиеся площадки часто пустуют.

Это план-схема перспективного развития города до 2030 года. Согласно карте такие заводы, как 105-ый, Жиркомбинат, Восток, Альбумин, Электроагрегат и так далее выведут свое производство за городскую черту города, либо в какой-нибудь отдаленный район, а на месте старых корпусов вырастут новые дома, общественные и торговые центры. В войну, когда в Новосибирск эвакуировали около 50 предприятий, было не до выбора местоположения. За это время город вырос. Какие-то заводы встали, другие действуют, но вокруг них жилые дома, детские сады, больницы. Не самое удачное соседство. Правда, принять решение о переезде собственники предприятий могут только добровольно. Исключение - лишь для вредных производств. Остальных подстегнет экономика, уверен начальник главного управления архитектуры и градостроительства мэрии Новосибирска.

Игорь Лукьяненко, начальник главного управления архитектуры и градостроительства мэрии Новосибирска: "Участок в центральной части города имеет свою стоимость, и как только собственнику земельного участка станет понятно, что ему выгоднее перенести за городскую черту, а здесь построить какой-то общественный и либо жилое здание, то просто экономика заставит его это сделать".

Первой такой ласточкой стал Жиркомбинат. О выносе своего производства руководство заявило еще в 2006 году. На этой неделе завод неожиданно привлек к себе внимание. Внешние силы опередили владельцев здания, так и так планировавших сносить эти старые корпуса. Обрушившееся здание уже год как пустовало. Остальные - доживают свой век.

Земля, на которой находятся объекты Жиркомбината, принадлежит сейчас другой компании-застройщику, который планирует возвести здесь жилой комплекс. В этих корпусах еще ведется производство, но к лету его остановят. И помещения будут готовы к сносу. На противоположной стороне - это тоже бывшая площадка Жиркомбината - уже строят жилую многоэтажку.

Василий Борматин, директор по корпоративным отношениям и связям с общественностью холдинга "Солнечные продукты": "Предприятие будет переведено на Толмачевское шоссе, ведутся проектные работы. Производство будет запущено в районе 2016-го года".

Снести производственные цеха и построить на их месте жилье планировали в свое время Альбумин и Электроагрегат. Но от идей к их воплощению - тернистый путь. В Новосибирской области предприятия пока выбирают менее затратный путь - сдают в аренду помещения.

Бывшая производственная площадка завода Труд находится в выгодном с экономической точки зрения месте: выход на оживленную магистраль - улицу Большевистская, рядом железнодорожная ветка. Большая часть помещения сейчас занята арендаторами автомобильного профиля. А производством завод Труд теперь занимается на площадке Сибтекстильмаша.

Геннадий Мочкин, помощник по техническим вопросам генерального директора завода "Труд": "Постоянно испытывали давление со стороны городских властей, экологов, что мы портим атмосферу. Понимая, что нам нужно производить крупную технику, и понимая что уже ранее было несколько попыток закрытия части участков, мы приняли решение и начали передислокацию".

Свою площадку на Большевистской руководство завода Труд со временем намерено превратить в бизнес-инкубатор. Пока все силы брошены на обустройство новой производственной территории. В арендованные старые корпуса Сибтекстильмаша уже вложили больше полумиллиарда рублей. По соседству - на первой Станционной - еще один некогда промышленный гигант.

Территория Сибсельмаша - крупнейшая промышленная зона в Новосибирске. Когда-то на заводе работало 20 тысяч человек. Сейчас - несколько сотен. Часть площадей арендуют другие компании, почти половина корпусов вообще простаивает. Вид у бывшего гиганта плачевный. Что мешает превратить эти территории в современную промышленную зону?

Реваз Котеевич один из сотни арендаторов на Сибсельмаше. Его предприятие работает здесь с самого основания - 13 лет. Корпуса находятся в федеральной собственности. То и дело возникают разговоры об их продаже. Предприниматель, как и многие другие арендаторы, готов выкупить их, вложить деньги в реконструкцию.

Реваз Заркуа, директор завода "Металл-Сервис": "Мы боимся того, что когда начнут продавать, приедут московские инвесторы, все эти торги будут нечестными, нам ничего не достанется. Придется съезжать. Я считаю, задача министерства промышленности НСО - отстоять эту площадку и оставить ее за областью, за городом".

Простаивает сегодня, пожалуй, больше половины некогда передовых промышленных предприятий. А ведь они занимают громадные территории. Профессор, заведующий кафедрой в Сибирском госуниверситете путей сообщения разработал концепцию развития промплощадок. Один из вариантов - превращать их в коворкинг-центры. Для нас это пока непривычное слово, а в Европе - весьма распространенное.

Константин Комаров, заведующий кафедрой системного анализа и управления проектами Сибирского государственного университета путей, доктор технических наук: "Перестраивают так промышленные предприятия так, чтобы было свободное пространство. Фирма снимает несколько столов в огромном зале, в котором делаются и детские комнаты, и кафе. Вот у нас с Родников люди до университета едут по полтора часа, а а сколько там пустующих корпусов? Во всех спальных районах можно сделать либо модульное строительство, либо осваивать старые промышленные площадки".

Разговоры о выносе промплощадок за город ведут уже не первый год. Если и дальше процесс будет развиваться такими же темпами, а мегаполис все так же стремительно расти, того и гляди сегодняшние окраины превратятся в густонаселенные жилые массивы и деловые центры вместо запланированных промышленных зон.




Loading...