История работы коллекторских агентств и как с ними бороться


История работы коллекторских агентств и как с ними бороться
Методы работы коллекторов становятся настоящей головной болью для многих горожан.

21 января 2015, 13:28
Каликанов Антон
Вести новосибирск

Само слово «коллекторы» знакомо многим из тех, кто брал долг в банке и не смог выплатить его вовремя. Методы работы подобных агентств часто находятся на грани закона. Но, обо всем по порядку.

Само понятие «коллекторского агентства» пришло в Россию из США. Первые агентства появились там еще в 60-х годах 20 века и получили своё название от английского слова «collection» - собирание. В России же, предшественники первых коллекторских агентств появились примерно в 2004 году, когда было зарегистрировано агентство «Финансовое агентство по сбору платежей». Есть мнение о том, что в России подобные организации появились и раньше, в частности подразделение банка «Русский стандарт», «Агентство по сбору долгов», было зарегистрировано еще в 2001 году.

Широкое распространение в России коллекторские агентства получили в период развития банковской системы и бума кредитования. Сейчас, из-за экономического кризиса в стране и падения платежеспособности населения, услуги коллекторов пользуются небывалым спросом.

Обычно банки и коллекторские агентства работают по двух схемам.
Первая - банк обращается в коллекторское агентство и её представители «выбивают» долг доступными им средствами, после возврата долга агентство получает финансовое вознаграждение. Вторая – коллекторское агентство само выкупает долг у банка или любой другой финансовой организации, а затем самостоятельно изымает у должника долг.

Стоит отметить, что грань между законной и незаконной деятельность по «выбиванию» долгов очень тонкая. Коллекторы часто имеют много «внештатных сотрудников», деятельность которых никак не регулируется. Кстати о законах. В России нет никакого закона, который бы регулировал деятельность коллекторских агентств.

Сами компании считают свою деятельность законной и ссылаются на: гражданский кодекс РФ, в частности ст. 382, в которой речь идет о том, что право требования, принадлежащее кредитору, может быть передано им по договору уступки прав требования третьему лицу. Согласие должника для этого не требуется, однако банк или коллекторы обязаны в письменной форме известить заемщика о том, что его долг фактически продан частной компании. В качестве правового обоснования коллекторы также используют отдельные положения гражданско-процессуального кодекса и Закона «Об исполнительном производстве».

Методы воздействия коллекторов на должников давно не секрет. Зачастую, помимо относительно мирных способов взыскания долгов, таких как звонки, в том числе рано утром и поздно ночью, смс-рассылка, есть и околокриминальные: угрозы жизни и здоровью, запугивания, избиения, вторжения в жилище граждан и распространения порочащих их сведений.

На портале «Новосибирских Вестей» уже была информация о том, как бороться с коллекторами и как лучше всего разговаривать с ними по телефону.

Сегодня мы расскажем еще об одном способе избавления от назойливых звонков коллекторских агентств.

Новосибирец Евгений Пятковский разработал специальное приложение, которое блокирует звонки и сообщения с номеров коллекторов. На странице приложения в социальной сети «Вконтакте» сказано: « Коллекторы не имеют права звонить Вам и надоедать Вашим близким, но они это делают и им плевать на законность. Это приложение создано с целью восстановления справедливости. Наша команда будет отслеживать, проверять и обновлять информацию о всех номерах коллекторов». База номеров коллекторов постоянно обновляется, при том, что номера разработчикам присылают сами пользователи. Пока что, приложение работает только на базе платформы Android и размещено в Google Play, однако в планах разработчиков создать приложение и для IOS, есть также запрос на создание аналогичного приложения для Windows Phone.

Приложение «Антиколлектор» вызвало неоднозначную реакцию. Среди тех, кто имеет кредиторскую задолженность, оно было встречено на ура, однако коллекторы называют его создание и использование незаконным. Издание "КоммерсантЪ" приводит слова председатель совета директоров БКБ "Руссколлектор" Илья Фомина: «По закону о потребкредитовании мы имеем право на контакт с должником как представитель кредитора в определенное время, причем по номеру, специально указанному заемщиком, в том числе и в случае неисполнения им своих обязательств. Данная программа лишает нас этой возможности, то есть на самом деле в данном случае нарушаются права кредитора на возврат средств, причем с использованием автоматизированных устройств». Некоторые коллекторские агентства заявляют, что использование приложения только ухудшает ситуацию для самого заемщика: «Пострадает в первую очередь от этой программы сам должник, ведь в его интересах найти контакт с кредитором и решить, как именно погасить долг, иначе он только будет усугублять ситуацию",— говорит глава совета директоров "Секвойя Кредит Консолидейшн" Елена Докучаева.

Разработчики приложения внимательно отслеживают методы работы коллекторов. В частности, в программу была встроена специальная опция, которая делает переадресацию звонков из колл-центров. Колл-центры используются коллекторами для подмены номеров, она предполагает, что звонки на номера должников «идут не с одного номера, а со ста», говорится в материале «Коммерстантъ». На странице разработчиков в социальной сети «Вконтакте» говорят, что планируется сделать « переадресацию звонков коллекторов на бесплатный номер 8-800... другого коллектора — пусть друг с другом болтают».

Коллекторские агентства зачастую пренебрегают правами заемщика, пытаясь любыми средствами заставить выплатить долг. Лицам с просроченной задолженностью стоит помнить о том, что угрозы в ваш адрес или вашим близким несут за собой уголовную ответственность. Изымать ваше имущество для погашения кредита возможно после решения суда исключительно судебными приставами.

Но, лучший метод борьбы с коллекторами – это вовремя платить по кредиту. Если же нет такой возможности, и просроченная задолженность все же образовалась, то следует идти в банк и разговаривать о реструктуризации задолженности. Многие банки идут навстречу своим клиентам даже в кризисные времена.

Каликанов Антон
читайте также