Новосибирец, попавший в ДТП в Китае, требует возмещения расходов на лечение и реабилитацию


Новосибирец оказался в беде вдали от Родины. Будь он застрахован, помог бы ему кто-то? Большой вопрос. Ведь даже те страховки, что мы оформляем, путешествуя, не гарантируют адекватной поддержки российским туристам. И это проблема, решать которую должно государство, убеждены эксперты.
28 октября 2012, 15:09
Вести новосибирск

Каждый год миллионы россиян отправляются к далеким заграничным теплым берегам. Традиционный набор документов - договор, билет, ваучер, страховка. Проблема выбора - оформлять полис или нет - как правило не стоит. Для большинства он обязателен. Страхуют все групповые туры, даже если клиенты одной туристической компании отдыхают в разных отелях, выезды в страны с визовым режимом.

Игорь Соловьёв, президент новосибирской ассоциации туристских организаций: "Объективно при выезде за рубеж любой здравомыслящий человек должен страховаться. Я не вижу причин, по которым этого не надо было бы делать. Здесь-то может произойти что угодно, а уж там тем более. И причины, по которым люди отказываются страховаться, мне не понятны на самом деле".

Каждый день Надежда Вачева выходит на интернет-связь с Китаем. Отец прикован к инвалидной коляске, мать ухаживает за ним. Немолодая пара первый раз в жизни выехала за пределы России - подлечиться. Мужчина поехал в банк на такси, машина попала в аварию. Перелом позвоночника, сложнейшие операции, дорогостоящее лечение, неутешительные прогнозы - удастся ли вообще встать на ноги. Заграничный тур покупали в одной из новосибирских фирм. Медицинскую страховку не оформили.

Елена Секацкая, менеджер компании-туроператора: "После того, как итого мы к оплате вывели, я говорю - вы страховаться будете? Я это прекрасно помню - говорю, страховка стоит 1 евро в день. Он спрашивает - посчитайте, сколько это будет в рублях? Я посчитала. Он говорит - нет, страховаться не будем".

Пострадавший турист день встречи с менеджером описывает по-другому.

Дмитрий Вачев, пострадавший турист: "Дали пакет документов подписать. Я, естественно, подписал, так как думал, что всё там входит. И страховка, и все положенные документы".

Стоимость тура на двоих больше ста тысяч рублей. Страховка - меньше двух тысяч.

Галина Вачева, жена пострадавшего туриста: "Как он мог отказаться от страховки, если он купил билеты, путевки за такие деньги?! Ехать в другую страну и страховку не сделать". 

Директор компании уверяет - ничего сверхъестественного в этом нет. Страховку оформляют далеко не все. И дело не в деньгах.

Оксана Стулий, директор компании-туроператора
: "Большинство отказывается из-за суеверий. Говорят, накаркаете мне какие-то травмы, трагедии и т.д.".

Был ли выбор осознанным? В таких спорных случаях разобраться помогает одна простая формальность, которая не была соблюдена. 

Игорь Соловьёв, президент новосибирской ассоциации туристских организаций: "Квалифицированный сотрудник турфирмы обязан всё рассказать, предупредить о возможных последствиях. И если человек категорически отказывается от страховки - он, как правило, пишет расписку, что он со всем ознакомлен и отказывается от страховки".

По закону, турфирма в любом случае отвечает за своего туриста. Правда, детально суть этой ответственности не прописана. Семья обращалась в турагентство, в консульство в Китае. Им помогли с продлением визы, давали какие-то советы. Но всё формально и главное без эффекта. Виновник ДТП готов оплатить текущие расходы. Пострадавшие хотят взыскать с него деньги на реабилитацию. Но как это сделать в чужой стране, не зная ни законов, ни языка?

Галина Вачева, жена пострадавшего туриста: "Чтобы подать в суд, мне надо бумаги, мне переводы надо, надо всё оформлять. А я от него отойти не могу. И мне никто ничем не помогает".

По предварительным расчетам, на относительное восстановление здоровья придется потратить не меньше 80-ти тысяч долларов. Это почти втрое больше суммы стандартной страховки, которую оформляют российским туристам. Так что даже со страховым полисом в кармане Дмитрий Вачев не чувствовал бы себя принципиально более защищенным. 

Дмитрий Фоминых, начальник отдела продаж туристического агентства: "Минимальная страховая сумма 15 тысяч долларов или евро это редко сейчас. Сейчас, как правило, 30 тысяч. А в расширенной страховке у некоторых операторов 40-50 тысяч. Это в принципе хватает. Если не брать случаи из ряда вон выходящие. Но это очень редко".

Статистика и опыт турагентств показывают - страховые полисы на отдыхе достают даже не считанные проценты туристов, а какие-то доли процента. Солнечные ожоги, простуды, несложные переломы - самые типичные неприятности. Некоторые компании даже не признают их страховыми случаями. Любой турист может оплатить такое лечение по заграничным тарифам на медицинские услуги. Лишь самые трагические истории попадают в выпуски новостей и вызывают большой резонанс. На слуху ДТП с большим количеством погибших и пострадавших. После аварий автобусов с новосибирскими туристами в Турции в прошлом и позапрошлом году туроператор заявлял, что берет все дополнительные расходы на себя. Случай исключительный, тут уж своих, как говорится, не бросаем. Новосибирскому туристу, попавшему в беду в Китае - хоть история тоже не рядовая - подобную помощь ждать пока неоткуда.

читайте также