Память единственной женщины-кавалера георгиевского креста до сих пор не увековечена


Новосибирск готовится отметить День памяти и скорби. 70-летие начала Великой отечественной войны. Но это не единственная война, где отличились сибиряки. Наши полки сражались и в Первую мировую. С немцами воевали и мужчины, и женщины.
21 июня 2011, 12:24
Вести новосибирск

"...Я вам про войско Керенского расскажу. У него армия - одни тетки в юбках. Дал им винтовки и приказал: "Стреляйте!" И командир в юбке. Ружье кривое, вроде кочерги: целишь прямо, а пуля летит вбок. Войско называется "Батальон смерти..." Это отрывок из популярной в СССР "Повести о суровом друге". Герой произведения травит байки о бесстрашном отряде Марии Бочкарёвой.

Военные советовали Марии Леонтьевне идти на фронт сестрой милосердия. Она отказалась. Отправила телеграмму царю. Просилась на передовую. Николай 2-ой неожиданно удовлетворил просьбу сибирячки.

Юрий Фабрика, военный историк: "Она уходила в армию через Новониколаевск. Добровольцем записывается в 14-ом году в Томский полк, уходящий на фронт. Записывается под именем своего мужа - женщин-то не брали!".

И потому сослуживцы прозвали сибирячку "Яшка". Мария отличилась уже в первых сражениях: вынесла с поля боя раненных товарищей. Получила медаль "За храбрость". В 1917-ом году сформировала "батальон смерти". Это было единственное женское подразделение, которое воевало на российско-германском фронте. Отважный дамский отряд командиры не раз приводили в пример подчинённым. Позже Георгиевский кавалер Бочкарёва встала под белые знамёна.

Для сбора средств на борьбу с большевиками ездила в Англию, к Георгу 5-ому, потом в США, где её принимал президент Вудро Вильсон. В 19-ом году Мария Леонтьевна сдаётся красным и предлагает им свои услуги, как военный специалист. По одним данным, её расстреляли в 1920-ом в Красноярске, по другим - в Новониколаевске. О подвигах солдата в юбке надолго забыли.

Владимир Баяндин, историк: "Забыты в большей мере, конечно, те, кто был по другую сторону баррикад. Участники первой мировой войны, которые оказались в лагере белых сил. Политические моменты здесь преобладали. Первую мировую войну вели, защищая самодержавную России".

Некоторые историки считают, назвать улицу в честь бесстрашной Марии Леонтьевны, фактически, можно в любом сибирском городе: по пути на фронт и обратно она много где останавливалась. Однако ни в Омске, ни в Томске, ни в Красноярске, заслуги Бочкарёвой по-прежнему не отмечены. Так что у Новосибирска остаётся шанс стать первым областным центром России, где увековечена память о единственной за всю историю войн женщине - кавалере Георгиевского креста.

читайте также