Транссибирский Арт-Фестиваль собрал в Новосибирске лучших исполнителей современности

25 марта 2018, 09:51
Крупнейший международный музыкальный форум – Транссибирский Арт-Фестиваль – и его вдохновитель, скрипач-виртуоз Вадим Репин – в пятый раз собрали в Новосибирске лучших исполнителей современности от классики до джаза. Фестиваль стал мультикультурным событием – в его рамках проходят выставки живописи и фотографии, мастер-классы и творческие встречи. Изысканная программа – два десятка концертов, мировые музыкальные премьеры произведений, написанных специально для Транссиба.

Темный зал. Пронзительное соло скрипки. На экране в точно просчитанном ритме на несколько секунд проявляются фотографии. На них, как в музыке – забытая реальность второй половины ХХ века – открытые окна, уезжающие автобусы, переплетения рук и взглядов… «Прелюдии к ушедшему времени» исполняет знаменитый музыкант Гидон Кремер.

Гидон Кремер, скрипач, дирижер: «По пути сюда мы проезжали площадь… не знаю, как она называется… на которой памятник Ильичу всё ещё красуется… площадь Ленина, вот! Вот эта реальность, не всё ушло, многое ведь и осталось».

Сложная музыка открывается слушателям не сразу. О творческом замысле исполненных произведений, о смыслах, идеях и своих новых проектах маэстро рассказал новосибирцам на творческой встрече. Публика увидела фильм, созданный по инициативе Кремера. В картине играет его оркестр «Кремерата Балтика», видеоряд дополняют «ожившие» скульптуры из гальки, созданные сирийским художником. Музыкальный рассказ о беженцах, но не только в остросовременном смысле – сочетая разные стили и жанры, классическую и современную академическую музыку, автор говорит о вечных темах.

Гидон Кремер, скрипач, дирижер: «Мне всегда хотелось строить эти мосточки, мосты, соединять старое с новым, известное с неизвестным. На этих мостах я всегда искал свою идеологию, потому что то, что говорят композиторы в своих сочинениях, важнее того, что выносят на сцену исполнители».

Об умении чувствовать время и отвечать запросам современности говорят и на уроках в Академии арт-журналистики. Образовательный проект – новое направление фестиваля.

Андрей Устинов, куратор проекта «Академия арт-журналистики», главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» (г. Москва): «В 1989 году мы газету печатали на линотипе, никакой речи не было об интернете! Представляете, живу я, который знает то время, и живет новое поколение, которое не знает о линотипе! Пейджер появился в 1993 году, мобильный телефон... Мы должны уметь жить в каждом формате сегодняшнего существования. Мы – как связующая нить между артистами или произведениями искусства и аудиторией, мы должны уметь общаться с разной аудиторией».

Лучезарный француз Жан-Клод Казадезюс репетирует с Новосибирским симфоническим оркестром. Основатель и главный дирижер Национального оркестра Лилля, глава Ассоциации современной музыки, активно занятый ее продвижением, на фестиваль привез музыку романтиков.

Жан-Клод Казадезюс, дирижёр (Франция): «Я очень много дирижирую с разной программой. Очень люблю классику – Бетховена, Чайковского, Малера. Но в этот раз мой друг Вадим Репин пригласил меня поучаствовать в этом фестивале, и я приехал с открытыми объятьями! Ну, и поскольку исполняется 100 лет со дня смерти Дебюсси, я подумал, что будет логично и разумно предложить в программу одно из его произведений. Берлиоз – конечно, это представитель огромного романтического пласта, французско-немецкий композитор – самый французский из всех немцев и самый немецкий из всех французов... Ну, и Бизе, конечно, он потрясающий! Его музыка – это солнце! Особенно с этим маленьким чудом, которое солирует вместе с оркестром».

Чудо – девочка-вундеркинд, 11-летняя Лея Чжу – без капли волнения и совсем по-взрослому исполняет виртуозную фантазию на темы из оперы «Кармен». Для Леи это первый и пока единственный концерт в столице Сибири. Живет она в Великобритании, гастролирует по всему миру с четырех лет. За блестящие исполнительские способности малышку Лею назвали «Принцессой скрипки». Блестящая карьера, успех, слава, признание публики и критиков для маленькой скромной звездочки будто совсем не главное. Говорит – важно, чтобы любое дело приносило радость.

Лея Чжу, скрипачка (Великобритания): «Я не знаю, как мне к этому относиться. Вообще, я думаю, что каждый может играть хорошо, если захочет играть хорошо. Я много путешествую по разным странам – Болгария, Америка, Китай, Россия. Кстати, у вас очень здорово, мне тут нравится. Я получаю удовольствие от всего этого и от того, как я занимаюсь. И чем больше я занимаюсь – тем больше даю концертов, и это приносит мне истинное удовольствие. Конечно, без скрипки моя жизнь была бы совершенно другой, но также у меня еще очень много интересов: я танцую, пою, люблю читать, у меня есть маленький братик, с которым я люблю играть – в общем, не скучно!»

Скучать не придется и посетителям концертов Транссибирского Арт-Фестиваля. В программе – и классика, и современность, и новейшая музыка – мировые премьеры сочинений. Пять произведений известные композиторы создали специально для Фестиваля.

Вадим Репин, художественный руководитель Транссибирского Арт-Фестиваля: «В этом юбилейном фестивале нам подфартило, мы очень много работали для этого. Конечно, апофеоз будет на концерте-закрытии, где будет сама София Губайдулина. Я уже получил ноты нового произведения, и я очень дорожу этой премьерой».

Ну, и сам Вадим Репин впервые за 30 лет сольно выступит в Новосибирске – с концертом-посвящением «Маме».