В этом году исполняется 100 лет железной дороге, связавшей Новосибирск с Бийском


Самая крупная частная железная дорога в России. Такой статус носила магистраль из Новониколаевска до Бийска. В этом году ровно 100 лет с начала ее строительства. Если бы эта железная дорога прошла в другом месте, неизвестно, каким бы сейчас был Новосибирск.
14 октября 2013, 11:06
Вести новосибирск

Пожалуй, все знают, что наш город появился благодаря железнодорожному мосту, по которому проходила ветка Транссибирской магистрали. Однако ничуть не меньшее значение для развития тогда еще Новониколаевска сыграла бывшая Алтайская железная дорога. И, по мнению некоторых историков, если бы она прошла в другом месте, то наш город не превратился бы в мегаполис, а остался полустанком.

Она связала Новониколаевск с богатыми алтайскими землями и превратила его в торговый центр. За эту дорогу боролись также соседние города, как и за железнодорожный мост через Обь. Но наш тогдашний голова оказался убедительнее других. Владимир Жернаков сам был предпринимателем: у него был мукомольный и табачный бизнес, обувной магазин. Ему удалось склонить на свою сторону высокий императорский совет - что надо строить ветку на Алтай именно в Новосибирске, в районе современного Красного проспекта.

Юрий Лобанов, пресс-секретарь музея истории города Новосибирска: "На протяжении двух лет Жернаков еженедельно отправлял телеграммы в Санкт-Петербург, много раз бывал там лично, и в итоге его настойчивость и его глубокое понимание экономики региона помогли получить Новониколаевску статус транспортного центра".

Эту железную дорогу построили исключительно на частные средства. Деньги дали российские и французские банки. Предполагалось, что через 80 лет ветку выкупит императорская казна. Однако история распорядилась по-другому. Долгое время Алтайская железная дорога была однопутной. У краеведа Бориса Антипенко сохранились старые изображения этой ветки. На одном из участков была установлена металлическая ферма. С ней связана одна трагическая история. В марте 48-го в Новосибирске кружил сильный буран, на расчистку путей от снега отправили пленных японцев.

Борис Антипенко, краевед: "Им надо было на ту сторону перейти, но почему-то не спустились. И когда колонна оказалась на этой ферме, машинист тоже не видел, потому что буран, и он врезался в эту колонну, было много погибших".

В 60-х ферму разобрали, возвели вторую ветку и перестроили саму эстакаду.

читайте также