Верх-Таркское нефтегазовое месторождение - единственное из освоенных на территории Новосибирской области


Достояние области. Северное золото. Строжайшая пропускная система. Верх-Таркское месторождение объект режимный. Люди со стороны сюда не вхожи. Исключение для журналистов сделали впервые за много лет.
23 сентября 2012, 14:53
Вести новосибирск

Строжайшая пропускная система. Верх-Таркское месторождение объект режимный. Люди со стороны сюда не вхожи. Исключение для журналистов сделали впервые за много лет. Но больше - никаких послаблений. В первую очередь проходим инструктаж. Не курить! Без сопровождения не ходить! Руками ничего не трогать! Мобильные телефоны - отключить, а еще лучше - оставить!

То, что именно так выглядят нефтяные скважины, не каждый знает. Но это технология месторождения - нефть здесь качают при помощи насосов. Восемь десятков действующих нефтяных скважин, столько же - нагнетающих. Но вот эта площадка - в особой чести. Первые разведывательная и нефтяная скважины. Кстати, ресурс она дает до сих пор. Есть здесь и свои скважины-рекордсменки.

Юрий Маляревич, и.о. директора нефтепромысла верх-таркского месторождения: "В свое время их называли политическими, давали и по 200 тонн! Сейчас, конечно, этого нет... Но до сих пор есть ряд скважин, которые дают порядка 100 тонн ежесуточно".

По оценочным прогнозам запас верх-тарки - 25 миллионов тонн нефти. 12 лет месторождение уже работает, давая в год, примерно, миллион тонн. Будущее - есть. А потому, совершенствуются. Сегодня ископаемое проходит несколько степеней сепарирования - сначала отделяется от газа и воды, потом нагревается.

Эдуард Войцеховский, начальник цеха подготовки, перекачки нефти, газа и воды верх-таркского месторождения: "Нефть перетекает в резервуарный парк технологический, происходит дальнейшая подготовка до товарной кондиции. И через насосы внешней перекачки транспортируется на пункт сдачи в Барабинск".

По своему качеству новосибирская нефть превосходит российские и многие зарубежные аналоги. И идет, в основном, не на переработку, а в трубу, на экспорт. Управляют всем процессом - машины. Автоматизированная система пожаротушения, видеонаблюдение, работа клапанов и горелок. Все отражается на мониторе компьютера.

Административно-бытовой комплекс верх-таркского месторождения. Сегодня это больше напоминает небольшой городок. И здесь огромное значение уделяют на только благоустройству территории, но и социально-бытовому благополучию работающих. Два современных общежития с комнатами-номерами, три десятка жилых вагончиков, горячая вода, столовая с трехразовым питанием. В таких условиях живут вахтовики, а их здесь три сотни человек. Кроме нефтяников - 18 подрядных организаций. Дисциплина прежде всего, про алкоголь здесь даже говорить не принято. Труд не из легких, но и на здоровый отдых время остается. А еще, как в любой профессии, у нефтяников есть свои суеверия и приметы.

Юрий Маляревич, и.о. директора нефтепромысла верх-таркского месторождения: "Смех смехом, конечно, но, знаете, есть приливы, отливы... морские. И у нас бывает такое. Когда скважины работают все в том же режиме. Все так же, ничего не изменилось, а поступление нефти ниже, чем вчера. Мы не можем разобраться, почему... И говорим - фаза луны".

Наличие такого предприятия значимо и для Новосибирской области в целом, и для Северного района, в частности. От прибыли месторождения выигрывают все. По заключенному соглашению район, например, получает проценты. Во времена пиковых добыч, бюджет ежегодно пополнялся на сто с лишним миллионов. Сегодня меньше и нефти, и денег. Но все же, благодаря именно этим отчислениям, в Северном строят дороги, дома и детские сады. Сейчас у месторождения поменялся собственник. Теперь добычей ведает "Руснефть". С намерением развивать отрасль, и, как следствие - отдаленный район. Лишь бы на этих планах не отразились "фазы луны".

читайте также