«Вести» изучили плюсы и минусы бескондукторной системы оплаты проезда

30 июня 2018, 13:03
Бескондукторную систему оплаты проезда введут в Новосибирске: мэрия объявила конкурс на оснащение всех трамваев и троллейбусов специальным оборудованием. Не так давно нововведение обкатывали в режиме эксперимента и он наделал много шума. Какие минусы у бескондукторной системы и есть ли у нее плюсы?

Ольга Омелаенко, корреспондент: «Крупный транспортный узел левобережья – площадь Маркса, – не очень напряженный летний час пик. Многие горожане в отпусках, но пассажиров на платформе немало – несколько десятков человек ждут трамвай. Попробуем замерить, сколько времени займет сейчас их посадка».

Всего 10 секунд! После внедрения новой системы оплаты проезда посадка сильно замедлится. Сейчас пассажиры заходят в трамвай и троллейбус в две-три двери и за проезд платят уже во время поездки, а будут заходить только в одну дверь и платить – сразу у порога: здесь установят специальный турникет с устройством для считывания транспортных и банковских карт, а пассажиров с наличными будет обилечивать водитель.

Зимой систему уже тестировали на двух маршрутах. Тогда в мороз на остановках скапливались большие очереди, пенсионеры с тележками не могли пройти в салон, турникеты от холода ломались, трамваи из-за задержек на остановках выбивались из графика… Учтен ли этот негативный опыт при подготовке массового внедрения бескондукторной системы? Из информации на сайте госзакупок это сложно понять: главные требования к подрядчику – уложиться в 40 миллионов рублей и завершить установку турникетов к середине 2021 года.

Ольга Омелаенко, корреспондент: «После установки в трамваях и троллейбусах турникетов сотни кондукторов останутся без работы – это еще один социальный минус нововведения. Но для экономики убыточного Горэлектротранспорта это большой плюс – экономия фонда оплаты труда. Главный недостаток системы (очереди на входе в транспорт) по замыслу, тоже должен превратиться в плюс: пассажиры перейдут на расчеты картами, а безналичные деньги турникет в карман не положит».

В итоге муниципальное предприятие получит дополнительные ресурсы – например, на обновление своего устаревшего парка. Но как долго пассажиры будут привыкать к новой системе и привыкнут ли? В Москве после нескольких лет использования турникетов в наземном транспорте от этого оборудования всё же решили отказаться.