• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ

Виктор Толоконский ответил на вопросы о новом законе "Об образовании"

18 февраля 2011, 13:55
Определить магистральный путь развития российской экономики невозможно без укрепления инфраструктуры и новаций в образовании. Эти проблемы сегодня поднимают на всех площадках Красноярского экономического форума.

В его работе принимает участие полпред президента Виктор Толоконский. Накануне в эксклюзивном интервью Вестям он объяснил, почему рабочие специальности можно изучать в школе, зачем необходимо укрупнять университеты и почему лучшим из них нужно дать больше свободы.

Антон Веселов, журналист: "Виктор Александрович, какого эффекта вы ждете от нового закона об образовании?".

Виктор Толоконский, полномочный представитель президента РФ в СФО: "Очевидно, что такой закон определяет перспективы не только самой сферы образования, но и определяет возможность нашего развития. Очень приятно, что закон вызвал такую высокую активность. Я считаю, что во многих сферах жизни нам такой активности не достает. Здесь настолько энергично! Я не успеваю, конечно, следить за дискуссиями в Интернете, только то, что удается услышать на обычном уровне. Соберемся большой семьей - говорят об этом, включаю ТВ - это обсуждают, приеду в коллектив - и там об этом говорят".

Антон Веселов, журналист: "Считается, что новый закон об образовании призван поддержать среднюю ступень - профессионально техническое образование. Насколько выпускники ПТУ и училищ сегодня соответствуют требованиям экономики?".

Виктор Толоконский, полномочный представитель президента РФ в СФО: "Новые версии закона вообще эту сферу исключают как самостоятельную. Намекая, что такие житейские специальности надо получать в общеобразовательной школе, в процессе трудового обучения, в каких-то специальных, дополнительных, факультативных формах образования. А более сложные формы - в техникумах, либо в вузах. Если теоретически рассуждать - в этом что-то есть. Но, думаю, что на практике нельзя без переходного периода такую мощную систему как начальное профессиональное образование исключить. Надо сделать так, чтобы на базе ПТУ и колледжей где-то формировались колледжи высшего уровня, а где-то разновидности системы общеобразовательных, так называемые политехнические школы. Чтобы ребята могли овладевать целым рядом массовых профессий. Важно, чтобы они были универсальными.

Антон Веселов, журналист: "Нужно ли сокращать количество вузов, которые действуют на территории Сибири?".

Виктор Толоконский, полномочный представитель президента РФ в СФО: "В процессе оптимизации нельзя гнаться за таким простым результатом. Я думаю, это будет процесс эволюционный. Какие-то образовательные учреждения, которые и сегодня вызывают сомнение, должны исчезнуть. Очевиден и процесс укрупнения. Поскольку статус университета, а он более привлекателен и для преподавателей, и для студента, поскольку только тут будет работать и аспирантура, и наиболее развитая магистратура, тут ученые советы по защите диссертации. В них будут развиваться научные школы. Всем участникам процесса выгодно быть в этой среде. Есть небольшие вузы, академии которые не могут по своей численности, по набору факультетов не могут стать университетами. Поэтому они должны войти как структурное подразделение в состав крупных университетов, сохранив свою специализацию".

Антон Веселов, журналист: "Как на эффективности образования скажется переход с 3-хуровневой на двухуровневую систему".

Виктор Толоконский, полномочный представитель президента РФ в СФО: "Не ломая двухуровневый формат - бакалавриат и магистратура, можно найти способ, когда на базе бакалавриата будет еще хотя бы один год с ориентацией на подотрасли или вполне конкретную корпорацию. И такой опыт целый ряд университетов уже нарабатывает. Второе - в лучших университетах должна быть более высокая доля магистрантов. Не так давно проводил заседание ученого совета нашего классического университета в Академгородке, и резануло слух, что подготовка магистрантов незначительная. Хотя, магистрант - это ориентация молодого специалиста на самостоятельную исследовательскую, творческую, научную деятельность. И наш университет, равно как еще целый ряд университетов в Томске, в Иркутске, в Красноярске - они настолько сильную имеют научную базу, настолько сильные кафедры, сам бог им велел готовить исследователей. Убежден, что для развития высшего профессионального образования принципиально важно расширить степени свободы университетов. Подготовка не должна быть массово платной. Здесь нужен очень существенный и правильный госзаказ госзаказ. Но как его выполнить, как организовать весь процесс, сколько нужно преподавателей, зарплаты - университет должен решать самостоятельно. Вырастет роль наблюдательного, попечительского совета".

Антон Веселов, журналист: "В программе Красноярского экономического форума запланированы встречи, посвященные вопросам образования, в том числе встречи с первыми лицами министерства. Какие вопросы вы намерены поднять там?".

Виктор Толоконский, полномочный представитель президента РФ в СФО: "Есть просьбы провести некоторые переговоры по отдельным образовательным проектам и программам, которые разработаны и в государственных, и в негосударственных общественных институтах. Обязательно будем обсуждать вопросы интеграции образовательных комплексов в Сибири. Потому что тут очень сильные традиции. Будем говорить о проблемах господдержке прорывных идей, разработок".




Loading...