Известного новосибирского академика обвиняют в мошенничестве


СК устанавливает все обстоятельства дела по приватизации коттеджа экс-председателя СО РАН в научном центре Сибири: собирают доказательства причастности известного академика Александра Асеева к незаконному оформлению в собственность служебного жилья
16 октября 2020, 16:02
Екатерина Лихоманова
Вести новосибирск

В типовом доме двести квадратных метров жила семья академика, известного генетика Беляева. Рядом ─ пруд с утками, ботанический сад. Когда пост председателя СО РАН занял Александр Асеев, семье Беляева выделили квартиры, дом снесли как аварийный, а на этом месте построили трёхэтажный особняк с дорогим ремонтом за счёт СО РАН.

По версии следствия, Александр Асеев убедил академиков, что коттедж, в котором он в настоящее время проживает, будет представительской резиденцией для иностранных гостей. Действительно, этот дом в самом сердце Академгородка производит впечатление, выделяется среди остальных.

Спустя некоторое время коттедж стал собственностью семьи председателя СО РАН, установило следствие.

Из корыстных побуждений с использованием своего служебного положения и в нарушении действующего жилищного законодательства, решил организовать предоставление ему, как сотруднику академии наук, коттеджа, находящегося в оперативном управлении СО РАН, являющегося федеральной собственностью, также заключения с ним договора найма, указанного жилого помещения и дальнейшую её приватизацию, заявили в ведомстве. При этом нуждающимся в предоставлении жилья он не являлся, поскольку имел в собственности квартиру.

В научной среде история с коттеджем произвела фурор. В распоряжении редакции «Вестей» оказалась переписка Александра Асеева с ныне покойным академиком Владимиром Накоряковым: в письма он явно выражал свое негодование.

Приводим его содержание.

«С чисто этической стороны мне непонятно, как Вы с самого начала своего прихода к руководству Сибирским отделением РАН начали заботиться о своем личном благополучии. Строить себе дом, имея уже приватизированную квартиру, не объясняется никакой логикой. Строительство Вашего дома не было капитальным ремонтом, оно происходило на глазах всего Академгородка, после полного сноса коттеджа академика Беляева с заменой всех коммуникаций – это явно нецелевое использование средств и злоупотребление своим служебным положением в личных целях. С уважением, Владимир Елиферьевич Накоряков».

Стоимость коттеджа Александра Асеева оценили в 76 миллионов рублей. По данным следствия, именно такой ущерб нанесён федеральному бюджету.

По документам хозяйкой особняка является единственная дочь Александра Асеева. Она живёт за пределами Российской Федерации и отношения к сибирской науке не имеет.

К сожалению, точку зрения на данное уголовное дело самого Александра Асеева узнать не получится: он дал подписку о неразглашении данных предварительного следствия. Но накануне разослал в городские СМИ публичное обращение. По его мнению, в России учёные – не самый привилегированный класс с финансовой точки зрения. Удерживать научные кадры с помощью предоставления жилья – общая практика ещё со времен Советского Союза.

Из письма Асеева: «На сегодняшний день все учёные, занимающие коттеджи, за редким исключением, воспользовались своим правом на приватизацию, и заключили договоры приватизации в отношении коттеджей на себя и членов своих семей. Остаётся только догадываться, по какой причине претензии по приватизации коттеджа возникли именно ко мне. Или я просто первый в череде предстоящих уголовных дел о «незаконной приватизации» коттеджей?».

В верхней зоне Академгородка ─ около шестидесяти коттеджей. Строили их в начале 60-х годов для привлечения высококвалифицированных научных кадров. Об истории Академгородка пишет кандидат юридических наук и доцент Высшей школы экономики Иван Медведев, и даже посвятил целую главу в своей монографии. В ней говорится: публичная собственность – это юридическая концепция, идёт ещё из Древнего Рима. И она про то, что некоторые объекты служат всему народу.

Рассказывает кандидат юридических наук, доцент НИУ Высшая школа экономики (Москва) Иван Медведев:

─ Эти дома были придуманы для того, чтобы лучшие учёные занимались там наукой, чтобы их туда привлечь. И пока вы занимаетесь наукой, вы там живёте. Перестали заниматься, передаёте другому учёному. В книге я разобрал пример с коттеджем Асеева, как делать не надо. Публичная собственность не может по своей сути принадлежать одной семье.

Следствие продолжает выяснять все детали резонансного дела. Уголовное дело завели по факту мошенничества в особо крупном размере. Данная статья предполагает до 10 лет лишения свободы.

Екатерина Лихоманова
читайте также