«Вести» разбирались в странной истории гибели лесника в Чистоозёрном районе: специальный репортаж


Доследственная проверка по факту гибели лесника в Чистоозёрном районе сегодня вышла на завершающую стадию. По её результатам могут возбудить уголовное дело, если следователи докажут, что было убийство. Расследованием трагедии «Вести» занимались несколько дней.
9 октября 2017, 18:00
Вести новосибирск

Пришлось даже поработать в приграничной зоне – туда журналистов завезли лесники. И, как только те уехали, наша съёмочная группа привлекла внимание сотрудников ФСБ. Вот такое стечение обстоятельств. Несколько часов моих коллег держали на заставе, после вынесения предупреждения – отпустили. Специальный репортаж о загадочной смерти лесника – прямо сейчас.

Остап Григорьянц, корреспондент: «Александр Зеляк, профессиональный военный, прошёл чеченскую кампанию. Заботливый муж и отец. 28 сентября этого года он вышел из дома и больше в живых его никто не видел».

Могила Александра. Рядом – отец и брат, он тоже погиб – в 2002 году в Чечне. Семья Александра Зеляка и многие в райцентре Чистоозерного уверены – мужчину убили. По их словам, инженер лесхоза в Чистоозерном районе не давал вырубать деревья сверх плана. Супруга вспоминает: за несколько дней до гибели Александру позвонили.

Любовь Зеляк, вдова погибшего: «Он умывался, я говорю: «Тебя к телефону. Вот». Он взял телефон и со стороны трубки – угрозы, мол, ты такой!.. Нецензурные выражения посыпались» – «Это вы все слышали?» – «Он кричал громко! Саша сказал: «Мне ваши деньги не нужны». Тот его послал!»

Ольга Зеляк, мать погибшего: «Вы знали о тех проблемах, что ему, возможно, угрожали?» – «Знала, да. Он сам сказал. Он говорит: «Мама, была б другая работа – я б ушёл. Мне это всё, – говорит, – как-то сильно не нравится!»

До Александра, начиная с вечера 28 сентября и до обеда следующего дня ни мать, ни супруга не могли дозвониться. О том, что Сашу нашли, родственникам сообщила вот эта женщина – работник ритуального агентства. Рассказывает: по телефону сказали забрать тело. Выехав за трупом, Светлана не знала, что до места она не доедет.

«Увидели машину, которую тянули, это был УАЗик. Вернулись назад вот по этой дороге и прямо вот на этом месте, где столбик стоит – там нам тело перегрузили».

Светлана работает в сфере похоронных услуг четвертый год. 11 лет назад в Центральном парке райцентра была убита её дочь. Говорит, добивалась правды 9 месяцев, в результате посадила того, кто отнял жизнь у её ребенка. И здесь, уверена, есть причины, чтобы искать виновных. Поняла это сразу, как увидела труп Александра Зеляка.

Светлана Савичева, работник агентства ритуальных услуг: «Я села на переднее сиденье. Повернулась назад – там невооруженным глазом было видно, что человек убит».

Александра родственники увидели только 30 сентября – уже в гробу. Вместе с телом им отдали документы, телефон и вещи. В пакете, помимо всего прочего, было и то, что Александру не принадлежало.

«Это шапка не моего мужа. Они, видимо, так торопились собрать вещи, что даже не поняли, что на нём было».

Правоохранительные органы лаконичны в общении с прессой.

Роман Трусов, следователь: «Уголовное дело не возбуждено. Проводится доследственная проверка. Труп был обнаружен без видимых признаков насильственной смерти. После осмотра он был отправлен на судебно-медицинское исследование, которое в настоящее время не окончено».

Кабинет следователя расположен в том же здании, что и отдел лесных отношений Купинского лесничества. Правда, там нам были не рады: «Всё, комментарии окончены!» Из кабинета нас вытолкали, дверь закрыли. Непосредственный коллега Александра Зеляка ни слова не сказал о своём напарнике. После звонка в областной Департамент лесники оказались более сговорчивыми, даже показали, где было обнаружено тело – правда, на карте. Купинский лесхоз работает и с полицией, и с пограничниками: до Казахстана – менее 20 километров по прямой. Зеляк был на хорошем счету, говорит Юрий Самойлов.

Юрий Самойлов, начальник Купинского лесничества: «Саша и дежурил постоянно, и выезжал» – «А на его счету сколько возбужденных дел, по его работе?» – «Ну, только административные есть дела. И уголовные, наверное. В этом году – одно или два. Стресс, конечно, с Сашей. Неделю ходим как это… Не ожидали, конечно. Парень молодой».

В марте Александру исполнилось 40 лет. Бывший военный зарекомендовал себя, по признанию коллег по райцентру, как профессионал, который боролся с нарушителями и принципам не изменял. Что случилось в ту ночь?

Мужчина, который стоит спиной к камере, утверждает, что днём и в ночь с 28 на 29 сентября был с Александром Зеляком. Ни своего имени, ни тем более лица показывать не хочет. Рассказать, как он говорит правду, согласился только на условиях полной анонимности.

«Мы поехали по работе – обследование лесов. Обследовали леса, ехали домой. Совместно решили отметить это дело. Я проснулся оттого, что замёрз в УАЗике. В УАЗике посмотрел – его нет. Давай звонить ему на сотовый телефон, вышел из УАЗика, давай звонить опять. Слышу – телефон работает где-то. За УАЗик захожу – он лежит. Мне показалось, он спит – на животе лежал, руки за головой. Я давай будить – не просыпается. Когда давай сильнее тормошить его, понял, что он – уже… Ну, как… Чувствовал – тело уже было твёрдое. Всё. Вначале волнение – давай ходить, думать, чего делать. В первую очередь, конечно, позвонил начальству своему, сообщил. Начальство уже в отдел позвонило».

Вот тот УАЗик. К нам на встречу мужчина, пожелавший остаться неизвестным, приехал именно на нём. Этот же автомобиль фигурирует на фотосъемке правоохранительных органов в том месте, где обнаружили труп Александра. В чистом поле. Кстати, машина принадлежит фирме, у которой госконтракт с Департаментом лесного хозяйства на заготовку дров для населения.

Вдова решила искать правды в Новосибирске. Чтобы достучаться до чиновников, привезла фотографии мужа в гробу.

Софья Магута, родственница семьи Зеляк: «Наш Саша мешал делать деньги, мешал людям получать прибыль какую-то. Черные вот эти деньги, грязные деньги».

Остап Григорьянц, корреспондент: «Убийство из-за нескольких гектаров леса под вырубку или банальное застолье, которое обернулось гибелью сотрудника лесхоза, – все, включая коллег Александра, ждут результатов экспертизы: криминалисты обещают назвать точную причину смерти мужчины через три недели. Супруга Александра Зеляка уже подала заявление в областную прокуратуру. Женщина всё еще верит, что правоохранительные органы разберутся в этой трагедии».

читайте также