• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ

Школы Сибири рассказывают об успехах обучения по новым стандартам

13 октября 2011, 13:29
Кто знает, как учить по-новому? С сентября школы начали жить по обновлённым стандартам. Что касается необычных методик, то они давно уже стали частью учебного процесса. Насколько готовы педагоги Сибири к реформам и модернизации?

Республика Хакасия.

Экспериментальный проект "Новая школа" в Забайкальском крае стартовал три года назад. Поэтому к моменту перехода на новые стандарты обучения педагоги были готовы не только морально. За это время в их учительском багаже появилось много новых методик и инновационных программ.

В первую очередь, педагогу необходимо заинтересовать ребенка новой информацией и дать ему возможность самому найти ответы на свои вопросы.

Анна Трегубенко, учитель начальных классов: "Мы используем различные технологии: работа с компьютером - со второго класса мы делаем презентации, в 4 классе дети самостоятельно могут приготовить какой-то проект. Дети учатся сравнивать, анализировать".

Во внимании и внеурочная занятость детей и развитие их физических способностей. Для последнего минимум 10 часов в неделю.

Однако, при всех очевидных плюсах реформы образования в Забайкальском крае, сегодня специалисты находят и некоторые минусы. К примеру, для той же внеурочной деятельности пока не предусмотрена ставка педагога. К тому же, во многих школах отдаленных районов края не хватает не только современного оборудования, но и не до конца решен вопрос подвоза детей.

 

Республика Бурятия.

Бурятия одной из первых всегда поддерживает все происходящие модернизационные процессы. Хотя по сравнению с другими отраслями экономики и социальной сферы, система образования, конечно, более консервативна.

Хотя все согласны, учить нужно уже по-новому. Однако, отношение к новым стандартам неоднозначное: есть свои плюсы и соответственно минусы.

Алдар Дамдинов, министр образования и науки Бурятии: "Устраивает, конечно, больше изменения в материально технической базе 2007-2009 год увеличилась более 700 миллионов рублей. В этом году мы получили 251 миллион только на общее образование, это радует".

Множество споров, в основном, вызывает, новая система оплаты труда. Реформа началась еще в 2007году и проходила весьма быстрыми темпами.

Как говорят, заработная плата, скорее всего, никогда не будет такой, которая бы достойно отражала работу преподавателя. Однако, в современных условиях, учителя, которые могут показывать хорошие результаты, могут получать до 40 тысяч рублей. Поэтому тема дифференциации заработной платы еще долго будет темой обсуждения.


Республика Алтай.

С 1-го сентября этого года по всей России введён новый образовательный стандарт для школьников. Республика Алтай не исключение. Основным принципом этой системы стала возможность выбирать список предметов, по которым будет учиться школьник. Но также есть и обязательные дисциплины, одной из них является физическая культура. Теперь вместо 2-х уроков в неделю их 3.

Упражнения на внимание, профилактика нарушений осанки, дыхательная гимнастика и спортивные игры - именно из этого и состоит третий урок физкультуры, а в некоторых школах Республики Алтай он включает в себя ещё и национальные игры народов России.

Сегодня не во всех школах Республики достаточно квалифицированных специалистов. И в этом главная беда. Учитель физкультуры должен уметь так построить урок, чтобы на следующем занятии преподавателю, скажем, математики не приходилось 10 - 15 минут приводить детей в чувство.

Павел Клепиков, учитель физкультуры СОШ №1: "Так это, конечно, очень хорошо, но с другой стороны, ни одна наша школа не приспособлена к тому, чтобы вести эти 3 урока - нет условий. Во-первых, спортивных площадок, во-вторых, везде по одному спортзалу".

В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья и физической подготовки учащихся в школах. По мнению специалистов, эти процессы год от года прогрессируют, что усугубляется чрезмерной учебной нагрузкой на уроках и третье занятие физкультурой, по мнению многих, просто необходимо.)


Республика Хакасия.

Одно из приоритетных направлений реформы образования - особое внимание одаренным детям. В Абакане даже создали центр для развития наиболее успешных школьников. Более шестисот старшеклассников со всех школ города готовятся к предметным олимпиадам. Уникальность проекта, в том, что вместо учителей у доски преподаватели Хакасского государственного университета.

20 школьных предметов. Углубленные занятия ежедневно. Для того, чтобы стать учениками центра, ребятам пришлось пройти отборочные туры. Зато теперь вместо традиционных факультативов - лекции профессуры и более реальные шансы при поступлении в ВУЗ.

Современные старшеклассники прекрасно понимают ценность таких занятий. В центре к олимпиадам и предстоящим государственным экзаменам ребят готовят преподаватели, имена которых знают не только в Хакасии.

А вот в одной из школ Черногорска пошли и того дальше. Руководство учреждения заключило соглашение с Омским госуниверситетом. Старшеклассники, пройдя специальное тестирование, стали студентами ВУЗа. Теперь они в дистанционной форме получают параллельно среднему и высшее образование.