«Вести» узнали про особенности обучения в школе «Умка»

26 ноября 2017, 12:00
Вернемся к теме воспитания молодежи. Ответственность учеников за собственные решения – во главе образовательной программы другой новосибирской школы. «Умка» совсем недавно тоже была в центре скандала, только там учителя и родители выступали единым фронтом. Страсти улеглись, и мы отправились в школу, чтобы увидеть, что же такое особенное, за что стоит бороться, создали сибиряки

Тимоновы возят свою первоклашку Любашу из Октябрьского района. Не пугают ни ежедневные пробки по дороге, ни разгоревшийся скандал вокруг школы.

Кирилл Тимонов, папа первоклассницы: «Здесь сильный упор – на взаимодействие с детьми, общение, настройку детей на то, чтобы они самостоятельно пытались искать ответы на поставленные вопросы. На наш взгляд, к детям относятся демократично, сильно не заставляют ходить строем, и от этого лишнее психологическое напряжение в голове у ребенка не возникает».

Нет единой формы, на стол можно забраться с ногами или во время урока бросить соседу мяч. В школе принято перемешивать классы – например, на этом уроке литературы правила написания сочинения ученики пятого класса обсуждали вместе с шестым.

Татьяна Целищева, корреспондент: «Половина учеников в этой школе не получает домашних заданий – так решили их родители с учителями. Вместо этого у них есть часы самоподготовки. Каждый ученик получает именную папку, в ней – задания на неделю по разным предметам: математика, русский, окружающий мир. Что и в какой последовательности делать, решает сам ученик. Если что-то непонятно – всегда можно спросить у учителя, как и что делать».

Светлана Гольцер, учитель русского языка и литературы: «Эта идея нам пришла года три назад, когда мы поняли, что дети на уроках «пересиживают» время, чтобы уйти домой и начать делать домашнее задание с родителями. Родители при этом по ночам делали за детей домашнее задание, и это очень порочная практика, от которой мы очень сильно устали».

В «Умке» нет двоечников, как, впрочем, и отличников. В школе рейтинговая система оценки знаний, по стобалльной шкале. Родители, делятся педагоги, пытаются по привычке перевести баллы в оценки, спрашивая: «62,5 балла – это тройка или четверка?», а им отвечают: «Это просто 62,5 балла». У самих школьников таких вопросов даже не возникает.

Марк Маликов, ученик 9 класса школы №83: «От 1 до 5 ты не сможешь понять, насколько хорошо ты знаешь эту тему, а от одного до ста ты уже лучше понимаешь, что ты знаешь, а чего ты не знаешь».

Светлана Гольцер, учитель русского языка и литературы: «Важно, что ребенок понимает, что есть некий «кругленький пирог», и он смог от этого пирога съесть кусочек. Всё остальное ему пока недоступно, и он это видит. Кто-то останавливается на этом, понимает, что дальше он двигаться не может, кто-то хочет больше, кто-то – стопроцентно. Вот это движение ребенка относительно самого себя – очень важно. Они не конкурируют друг с другом, они конкурируют сами с собой. Если ребенок себе поставил какую-то цель, запланировал быть счастливым в будущем и достигнет этого счастья… Школа – это про счастье, на самом деле, а не про пятерку или четверку. Глаза детей и удовольствие – «У меня получилось!» – это самое главное, дети чувствуют от этого кайф и двигаются только за счет этого. Но точно не за счет пятерок».

Не в пятерках счастье, уверяет и мама Таисии. Ее дочь тоже учится в 83-й школе, только дистанционно – пришлось, после посещения другой школы. В первый класс Тая, как и все ее сверстники, пошла вприпрыжку, а закончила год с нервным срывом. Избегая подробностей, мама корректно объясняет: не нашла общего языка с учителем.

Ариадна Коржавина, мама ученицы на заочном обучении: «Домой приходила с поломанными карандашами, изгрызенными ногтями, с кучей рисунков и с нулевыми знаниями. В конце года учительница вежливо попросила нас покинуть школу».

В этом году Тая занимается дома. Ее мама – преподаватель английского, так что по этому предмету второклассница программу даже опережает. Раз в неделю приходит репетитор – объясняет материал и дает домашнее задание. Лучших репетиторов можно найти на сайте https://repetitor.ru/repetitors/muzyka

Тая Коржавина, учащаяся на заочном обучении: «Максимум два часа в день ты тратишь на задания?» – «Да» – «А всё остальное время что ты делаешь?» – «Я играю, гуляю, вывожу собак, на кружки хожу».

Ариадна Коржавина, мама школьницы на заочном обучении: «Со стороны 83-й школы у нас есть куратор, с которой мы в начале года согласовали график аттестации – проще говоря, это экзамены. У Таи прямо висит график-табличка: октябрь – сдает экзамен по математике, ноябрь – по английскому, декабрь – по русскому, и так далее».

В 83-й школе больше тысячи заочников из разных городов и даже стран. Очно учатся только 300 детей – принять больше не позволяют размеры школы. По этой же причине – масса выездных занятий. Так, на урок технологии мальчишки ездят в Клуб юного техника. Под руководством профессионалов выпиливают модели машинок, кораблей и парусников, и даже пробуют себя в роли звукорежиссеров.

Чем заниматься, дети выбирают сами. Слова «сам», «самостоятельность», «личная ответственность» в школе вообще чуть ли не ключевые. Принимать решения и за них отвечать учат с первого класса. Помогают тьюторы. Именно так звучит должность Елены Миркиной.

Елена Миркина, тьютор: «Ребенок воспринимает процесс обучения как свою личную ответственность. Важно, чего ребенок хочет в этом пространстве. И если я как взрослый помогаю ребенку понять о себе в этом пространстве и помочь реализовать себя за счет средств, которые вокруг него существуют, то тогда он получает ту самую способность ориентироваться в будущем в любом другом пространстве. Потому что у него отправная точка – он сам: он понимает себя, понимает, чего он хочет и как ему это получить».

Показатели, по которым принято оценивать учебное заведение – результаты ЕГЭ, количество стобалльников, победителей олимпиад – у школы средние, в этом отношении у городского Департамента образования 83-я не на лучшем счету. Но руководство «Умки» настаивает: у них другие мерки успешности.

Светлана Гольцер, учитель русского языка и литературы: «Мы знаем, что наши выпускники – это люди, которые в основном дают дополнительные рабочие места, то есть люди, которые занимаются бизнесом (их еще называют «самозанятыми»), и в этом смысле наши дети – самостоятельные. И это на самом деле так. И они не очень зависят от патернализма, государства или какой-то группы лиц».

Школа не для всех – не каждый родитель готов доверить право выбора своему ребенку. Отсюда, бывает, уходят. Но для кого-то подобная альтернатива оказывается жизненно необходимой. С системой образования в России экспериментируют с конца 90-х, и делают это, как правило, с оглядкой на других. То за основу возьмут европейский опыт, то американский. Запустили Болонский процесс, ввели Единый госэкзамен. То, что делают учителя «Умки» – попытка пойти своим путем. Обучая мыслить самостоятельно, школа в первую очередь пробует делать это сама.