В Новосибирске акции «Советской Сибири» планируют продать до 2019 года


Несколько знаковых для области объектов уйдут в этом году с молотка. В частности, на продажу выставлен Аффинажный завод, «СовСибирь», «Речпорт». Зачем государство передает свои предприятия в частные руки?
11 мая 2017, 12:01
Фото: из открытых источников
Вести новосибирск

Об этом в интервью телеканалу «Россия 24» рассказала заместитель руководителя Территориального управления Росимущества в Новосибирской области Ирина Гусева.

– Обычно в обществе на новости о продаже каких-либо госпредприятий реагируют подозрительно. Возможно, это отголоски приватизации 90-х годов. Тем не менее, у многих сейчас возникает вопрос – зачем государству продавать предприятия?

– В 90-е годы приватизация шла стихийно и сумбурно, было много нарушений. Сейчас законодательство о приватизации достаточно строго регулирует процесс. Он прозрачен, основан на конкуренции и упорядочен. Что касается негативного отношения к процессу отчуждения федерального имущества, то такой факт имеет место быть. Следует понимать, что мы выполняем госпрограмму. Отчуждение федерального имущества подразумевает оптимизацию структуры, избавления государства от лишнего участия в экономике страны.

– А с какой целью?

– Для привлечения потенциальных инвесторов, улучшения инвестиционного климата. Не будем скрывать – и для пополнения федерального бюджета.

– А в Новосибирской области еще много осталось нераспроданного федерального имущества?

– Достаточно много имущества включено в прогнозный план 2017-2019 годов именно в виде отдельных объектов и земельных участков, на которых такое имущество расположено. Раньше такого количество отдельно стоящих объектов не предлагалось. Сейчас это активно практикуется. Что касается акционерных обществ, то основная масса таких активов уже продана в ранние действующие прогнозные планы. Сейчас из значимых активов остались только «Советская Сибирь», Аффинажный завод, «Новосибирский речной порт». Все остальные объекты уже проданы.

– Когда продаются знаковые для региона объекты, людей интересует их дальнейшая судьба. Будет ли сохранен профиль проданных предприятий и направление деятельности? Это как-то регулируется?

– Сейчас Росимущество уделяет серьезное внимание вопросам сохранения деятельности предприятиями, которые перешли в собственность к новому акционеру. Пока законодательство не дает нам права на значительные ограничения участия в торгах.

– А что происходит на практике?

– По-разному. Бывают случаи, когда инвестор покупает предприятие, и оно продолжает работать по профилю, становится достаточно успешным.

– Вы упомянули «СовСибирь» в списке активов на продажу. Насколько известно, один аукцион уже отменили. Почему, и когда пройдут следующие торги?

– «Советская Сибирь» была включена в прогнозный план, который закончился в 2016 году. Торги были назначены на 30 марта, продавцом выступал Российский аукционный дом. Но Росимуществом были отменены торги в связи с поручением Игоря Шувалова – «Данные стратегические полиграфические предприятия должны быть сохранены в федеральной собственности». Насколько я помню, подобных типографий в стране примерно 12, они находятся под управлением ЗАО «Российские газеты». В отношении этих акционерных обществ было принято решение разработать стратегию дальнейшего управления, что сейчас и делается. В стратегию включается и анализ финансово-хозяйственной деятельности – в настоящих условиях, и в перспективе. После разработки и одобрения стратегии будет принято решение о дальнейшей судьбе предприятий. На сегодняшний день акции «Советской Сибири» включены в прогнозный план программы приватизации на 2017-2019 годы.

– Получается, что в данном случае Правительство хочет сохранить профиль предприятия. То есть, иногда это можно сделать законодательно?

– Это достаточно важный актив для государства, поэтому было принято такое решение.

– Такие случаи – исключения?

– Скорее да. В Новосибирской области достаточно немного важных стратегических предприятий. Но, если предприятие как актив представляет из себя стратегический актив, то очень часто принимается решение о внесении акций либо в вертикально интегрированную структуру, либо в сохранение доли государственной собственности.

– Росимущество также контролирует банкротство предприятий. Недавно была на предприятии «Кремлевское», оно находится в последней стадии банкротства, а когда-то процветало. Сегодня почти все распродали. Всегда ли на сельхозпредприятиях ставится крест, когда они попадают в кредитную ловушку?

– Сложно выправить подобную ситуацию. Закон о банкротстве надежно защищает права кредиторов и даёт не очень много полномочий собственнику предприятия или его учредителю. Тем не менее, корректировать принятие решения собранием кредиторов или арбитражным управляющим мы все-таки можем – путем оспаривания решений. Восстановить деятельность предприятий практически невозможно, разве что путем привлечения новых денег. Тем не менее, стала складываться новая судебная практика, которая может позволить банкротящимся предприятиям сохранить какое-либо имущество, рабочие места, профиль. Мы взаимодействуем с Минсельхозом.

– Много ли в Новосибирской области свободных сельхозземель, чтобы взять их в аренду?

– Много. Мы в этом году провели большую работу по инвентаризации земель и создали определённый перечень, чтобы пользователь смог понять, какие земли он сможет использовать.

– А в городе наверняка иная ситуация со свободными землями?

– Это земли уже – либо предоставленные на право бессрочного пользования федеральным учреждениям, либо сданные в аренду. Буквально вчера у нас состоялся аукцион по продаже права аренды земельного участка в Академгородке на улице Терешковой. Был серьезный аукцион с большой конкуренцией. Участок был зарезервирован постановлением мэра для строительства музыкальной школы, мы продавали право аренды с этим условием. В результате проведения торгов было 67 шагов, нам удалось поднять годовую арендную ставку с 1,7 млн рублей до 5,2 млн рублей. Освоение земельного участка позволит Академгородку получить музыкальную школу.

– Насколько прибыльна продажа крупных предприятий? Что лучше – продать и получить разовую прибыль или регулярно получать небольшой доход от дивидендов?

– Дивиденды – это не та сумма, которую может получить бюджет от разовой продажи объекта. Минфин выдает Росимуществу бюджетное задание, в том числе, на получение средств от продажи федерального имущества. Что касается дальнейшего поступления средств, то при продаже актива его акции переходят от одного собственника к другому. Сам же объект не прекращает существования, бюджет продолжает получать прибыль в виде налогов.

Фото: из открытых источников
читайте также