«Феномены вне времени»


«Феномены вне времени»
Обман, альтруизм и сверхлюди. В Первом театре выясняют, что на самом деле можно назвать феноменом: телекинез или человечность? Какой увидел пьесу Григория Горина новосибирский режиссер Павел Южаков, читайте в материале «Вестей».
10 ноября 2017, 18:00
Фото: Виктор Дмитриев
Вести новосибирск

Обладание сверхспособностями. Возможно ли? Уже не один десяток лет ученые исследуют всё, что выходит за рамки понимания обычного человека: инопланетная жизнь, экстрасенсорика, странные таланты – телекинез, рентгеновское зрение, телепатия. О последних легко и с приличной долей иронии рассуждает Григорий Горин в комедии «Феномены». Бессмысленная меркантильная погоня за статусом личности с уникальными возможностями и полная растрата настоящего таланта – бескорыстия.

«Всегда актуальный подтекст» – так написали о горинской пьесе на сайте театра. Хотя прыжки во времени ощутимы. Пьеса, написанная в начале восьмидесятых, ностальгическая.

«Понятно, что в советское время совсем я еще молодой был. Полноценно оценить не могу, но судя по фильмам, по литературе – вот это поколение шестидесятников. А Горин писал, ностальгируя по этому времени, о том, когда была идея, когда люди понимали, о чем живут, когда они верили в человека с высшей силой, разумом, который может что-то перевернуть, что-то сделать…», – рассказал режиссер Павел Южаков.

Подтекст актуальный, а вот сам текст и действие пришлось осовременить. Зрителя помещают в номер отеля, как бы по соседству с главными героями. Первой в комнате оказывается горничная (Ксения Шагаевская) или дежурная, как ее называет сам автор. Легкая, наивная, не блещет ни суперспособностями, ни интеллектом. Она – ложка меда в бочке с дегтем. Представитель шестидесятых. У нее есть песня на любой случай – к примеру, знаменитые «Фонари» Жана Татляна.

номе2.png

От дверей – только ручки, от стен – лишь очертания, с виду – отстраненно. Но поспешных выводов делать не стоит. Вот «айфон» в руке у товарища Иванова, вот зарядное устройство, вот платье, стоимость которого – две тысячи рублей (уж слишком «актуальная» цена). За эпоху режиссер не цепляется, творит то в прошлом, то в настоящем. Вполоборота и к современникам, и к оригинальному сюжету, что, впрочем, органично.

Знакомство с персонажами

Иванов (Сергей Троицкий). Феноменальная способность: приспособленчество. Евгений Семенович становится заложником обстоятельств. В столице – по работе. Волею случая (а то ли плохой памяти ответственного за его проживание) остается без жилья. Заходит в первую попавшуюся гостиницу и вселяется в номер, оформленный на довольно популярную фамилию Иванов. Там его и нарекают телепатом. Костюм, сухое и безучастное поведение – всё соответствует сложному графику предпринимателя Иванова. Сутки «в телефоне» – очередная примета времени.

номе3.png

Клягин (Денис Казанцев). Феноменальная способность: ложь. Сергей Андреевич встречает нас в платье. Многозначительно. Позже мы выясняем, что это лишь примерка, подарок для жены, а размер у них одинаковый. Этот уникум здесь тоже не просто так. Нужна «справочка» от ученых, что он «феномен» Якобы обладает трансфокальным зрением. Такого желания быть тем, кем не являешься, не выдержала супруга – сбежала. Однако Клягин надежды не теряет, желает восстановить справедливость – жену вернуть подарками и «достоверным» документом, а заодно и самореализоваться, других жизни научить.

номе4.png

Прохоров (Андрей Мишустин). Феноменальная способность: ненависть. Михаил Михайлович действительно обладает даром телекинеза. Но его ярость сильнее таланта. Лишь злость помогает ему передвигать предметы. А в Москву привела мечта о даме-ученой и «братская месть». Свои необычные возможности Прохоров демонстрирует при встрече с Клягиным. Фокус с едущей по столу бутылкой – браво! Остается лишь думать – магниты, тросы?

Но в пьесах Горина всегда есть хороший пример, здесь – семья Ларичевых (Карина Мулева и Владимир Казанцев). Их феноменальная способность – любовь и бескорыстие. Одна в буквальном смысле дарит солнце, второй – готов продать его за счастье своей жены.

Два с половиной часа урок человеколюбия от Горина и Южакова. Все примеры – наглядные. Актеры в своем амплуа. Лицедеи чувствуют своих персонажей, играть практически не приходится. Но вопрос есть. Относительно косвенного персонажа Антона (Сергей Гуревич) – брата Прохорова. Образ весьма преувеличен. Вот он, парень из глубинки, вдруг поймавший свою звезду в Москве. Этакий типичный пример. «БМВ», хорошая работа, благосостояние, прекрасная жена и манерность, да такая, что наличию супруги удивлены по-настоящему и герои, и зрители. Гиперболизация поведения – клише. Была ли это идея артиста или режиссера – неизвестно. Смешно, но доводить до степени абсурда совсем необязательно.

номе5.png

Некоторый сомнительный контраст есть между эпизодами, где постановщики врезают музыкальные номера. Пример: сцена «ментального» удара Прохорова. После борьбы и падения шкафа на «манерного братца» пострадавший, как ни в чем не бывало, «вылетает» к зрителю. Напряжение нарастает, в ход идет оружие и вдруг – мюзикл! Театральная диверсия… И сразу антракт, чтобы успеть усвоить «солянку». Но это исключение, в целом, мелодичные паузы не мешают, а даже дополняют восприятие.

Мысль – всё та же. Персонажам, как и в пьесе Горина, всё же удалось обмануть экспертов. Но правда вскрылась для их гуру. Вся эта странная немногодневная история перевернула жизни героев. Иванов внезапно раздает свой адрес в надежде на встречу, у Клягина появляется желание носить очки и пропадает желание властвовать над миром, Прохоров, наконец, учится использовать любовь для усиления своих способностей. В завершение – танец летающей в темноте мебели. Даже такой тяжелый груз для человека «солнечного» становится подъемным.

Легкая, гармоничная, поучительная комедия, где не нужно выискивать глубинный смысл, всё на поверхности – просто, доступно. Вариант культурного вечера после трудного рабочего дня.

Фото: Виктор Дмитриев
читайте также