• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ
ЮниКредит Банк

Исполняется двадцать лет, как принят закон о конверсии

14 января 2012, 16:00
Минувший год был самым некомфортным для предприятий оборонки. Тотальные неплатежи, кажется, не оставили надежды на развитие комплекса. Но ситуация исправляется. В нынешнем году предприятия ОПК опять в центре внимания.

Слово конверсия вошло в оборот на волне перестройки восьмидесятых. Перевод военных предприятий на выпуск гражданской продукции казался панацеей. Тогда все были уверены, что Советский Союз разоряют непомерные аппетиты военно-промышленного комплекса. Конверсия казалась делом техники. Если в космос летаем, почему достойную гражданскую продукцию не выпускать?

Сергей Дьячков, управляющий партнер DSO "Consulting": "Нужно освоить значительный объем инвестиций, очень много денег инвестировать, но директора красные, как их сейчас называем, они в массе своей занимались личным обогащением, давайте не будем это скрывать. Многие предприятия ВПК сегодня производят аренду, особенно если на хорошей улице стоят".

В бурные 90-ые оборонное предприятие "НЭВЗ-СОЮЗ" нашло свою нишу в производстве керамики для электронной промышленности, энергетики и медицины.

Олег Медведко, исполнительный директор объединения "НЭВЗ-СОЮЗ": "За последние 20 лет удалось создать новые направления в компании, которые снизили долю гособоронзаказа со 100% до 30%".

Легендарный завод имени Чкалова. В девяностые, когда госзаказов на фронтовые бомбардировщики не было, здесь пытались освоить гражданский самолет АН-38. Небольшой, элегантный, грузоподъемный. Но нет двигателя: отечественный - прожорливый и маломощный, иностранный - очень дорогой. Кооперации с предприятиями моторостроения не получилось. Гражданская авиационная продукция прижилась на заводе только недавно, когда НАПО стало участвовать в создании самолета Суперджет-100.

А вот другой пример, когда дело, что называется, пошло. На заводе "Электроагрегат" всегда выпускали автономные источники питания для военных. Но и гражданским они тоже нужны, в тайге без генератора никак. Конверсию на заводе ведут, не отходя от своего профиля. Заказов много. Но сделать гражданскую продукцию основной пока не получается. Военная продукция приносит большую прибыль, она дороже.

Сергей Мостовой, технический директор торгового дома "Электроагрегат": "В этой продукции заложены издержки изначально: от заработной платы, комплектации, до всего остального. Поэтому она получается дорогой. Государство идет навстречу. Потому что надо компенсировать предприятию затраты".

Сибирский институт авиации имени Чаплыгина всегда славился своими исследованиями. Есть и своя летно-испытательная база. Но вот СибНИИА начинает производство жилых модульных конструкций. Авиацией тут и не пахнет. Так институт задействовал свой небольшой опытный завод с уникальными станками. Они были не загружены. И на них стали делать металлические профили. Из них потом собирают дома. Идею сибирских авиаторов особо оценили власти северных регионов и добывающие компании. Теперь заказов хоть отбавляй.

Станислав Тырин, генеральный директор завода модульных зданий (филиал СИБНИИА): "Сейчас мы ведем строительство ряда социальных объектов: строим фельдшерско-акушерский пункт в Красноярском крае, строим модульные здания детского сада, корпус районной больницы. Мы работаем с аэронавигацией севера Сибири и строим диспетчерский пункт".

Чтобы конверсия не законсервировалась, мало иметь передовые технологии. Нужны передовые маркетинговые идеи. А порой и просто везение. Мало кому удается обратить на себя внимание госструктур, вне поля оборонзаказа и разного рода тендеров. Пример объединения НЭВЗ-СОЮЗ - скорее исключение. Компания в прошлом году подписала договор с РОСНАНО. Эта структура инвестирует в идеи наших специалистов. И, видимо, скоро основная масса керамических подложек для микроэлектроники, и, в частности, для светодиодов - будут новосибирскими.
Олег Медведко, исполнительный директор объединения "НЭВЗ-СОЮЗ": "Роснано - это элемент стимулирования спроса, это элемент продвижения продукции проектной компании".

Цена - это то, что является одной из немногих положительных сторон продукции конверсии. Те же жилые модульные дома для севера от СИБНИИА хорошо идут, потому что и цена в разы меньше, чем на аналоги. Это принципиально важный показатель, когда речь идет о строении, которое потом надо будет доставить в отдаленный район.

Станислав Тырин, генеральный директор завода модульных зданий (филиал СИБНИИА): "Цена доставки в определенных районах превышает цену модуля, причем значительно. Он изначально должен быть недорогим, транспортно-пригодным. Мы делаем для удаленных районов сборно-разборные дама, они дают существенную выгоду и экономию при транспортировке".

Над производством господствует рынок. В этом специалисты ВПК убеждались не раз. Пришлось привыкать, что для потребителей не имеет значение, где произведен товар: на стратегическом заводе обороной промышленности или на обычной фабрике.

Сергей Мостовой, технический директор торгового дома "Электроагрегат": "Пришлось бросить многие разработки, потому что они не нужны никому. Казалось бы, если наворотить какие-то изделия - это очень хорошо. Но в тоже время, чем проще, тем лучше. Поэтому мы перешли на ту систему, чем проще, тем лучше".

Очень сложно нашим компаниям, идущим путем конверсии, конкурировать с иностранными производителями, они лучше создают бренды, и продвигать их. Наши промышленники этому тоже учатся, и во многом преуспели. Но если догонять - победы не добьешься. Нужно работать на опережение. И здесь есть что перенять у азиатских государств.

Сергей Дьячков, управляющий партнер DSO "Consulting": "Нужно поощрять экспортную деятельность, производство на экспорт. Может быть, стоит стимулировать найм высококвалифицированных иностранных специалистов. К сожалению, в России многие компетенции утеряны".

Могла ли конверсия идти иначе, чем это произошло? Вопрос, скорее, риторический. Это равносильно тому, а могли ли все реформы в России проходить по другому сценарию. Наверное, да. Но это была бы другая страна.




Loading...