• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ
ЮниКредит Банк

Историки вспоминают удивительные темпы строительства Комсомольского моста

11 октября 2013, 12:48
Символ героического труда молодежи - так называют вторую железнодорожную переправу в Новосибирске. И свое название - Комсомольский - мост получил в честь строителей-комсомольцев. Скорость, с какой его возвели, поразила весь мир. Что заставило пойти на рекорд?

Этот мост стал символом ударного труда комсомольцев, его строили в три смены, бригады мостостроителей трудились, не жалея сил, в полтора, а то и два раза превышая установленные нормы. В результате переправу возвели в рекордно короткие сроки - за 14 месяцев. В 30-е годы прошлого века это были невиданные темпы. На стройку в день выходило до двух тысяч человек. Рекорды били ради металла. Стране его не хватало, нужен был новый угольно-металлургический центр. Его решили строить на Востоке. С Урала брать руду, а в Кузбассе - уголь.

Георгий Власов, профессор кафедры "Мосты" СГУПСа, автор книги "Мосты Новосибирска": "Руду перевозили в Кузбасс, а уголь на Урал. Есть постановление партии, как тогда говорили, пустить к такому-то сроку урало-кузнецкий комбинат. Без этого моста этот комбинат не мог работать, и поэтому все силы были брошены на строительство моста".

Переправу возводили в экстремальных условиях. Зимой много сил уходило на отогрев замерзшего материала - камня, щебня, песка. Весной работали наперегонки с ледоходом и рисковали жизнью. Георгий Власов в своей книге вспоминает случай, как во время работ на одной из опор на льдине унесло 100 человек. Людей спасли, а вот опоры были повреждены. Все возникающие трудности ежедневно отмечали на "сигнальных досках".

На всеобщее обозрение выставляли и имена, как лучших рабочих, так и нарушителей дисциплины - прогульщиков, пьяниц, лодырей. Им даже зарплату платили в отдельных кассах, и в последнюю очередь. А вот те, кто не ленился, получали приличные деньги. Многие на заработанное смогли построить себе дома.

Елена Филатова, старший научный сотрудник музея истории Западно-Сибирской железной дороги: "В 1932 году был открыт первый путь, долгое время работал один путь, а только в 1938 был установлен второй четный путь".

Сегодня по Комсомольскому мосту поезда ходят через каждые три минуты. С высоты птичьего полета хорошо видно, как он замыкает череду городских переправ через Обь. 




Loading...