Надежда Соколова

28 сентября 2016, 12:39
Журналист, редактор с 1987 г.
Надежда Соколова

Поступила на работу редактором Новосибирской студии телевидения 4 августа 1987 года в отдел музыкальных программ художественного вещания. Проработала на ГТРК «Новосибирск» 23 года, затем перешла в ООО «Новосибирсктелефильм» – организацию, производящую корпоративный продукт, в основном, для эфира ГТРК «Новосибирск». До 1992 года работала в редакции над созданием музыкальных программ, концертов; после декретного отпуска вышла на работу в 1995 г. в творческое объединение «Дар», вела программу с аналогичным названием. В 1996 г. в эфир запустили детский музыкальный фестиваль «Жемчужина Сибири» – в нем работала как автор, редактор и продюсер. Фестиваль просуществовал до 2002 г. Далее – проекты «Похождения гурмана» (редактор), «Путешествие с оркестром» (автор, ведущая) в течение 2-х лет. С 2004 года начала писать сценарии программ цикла «Сибирская энциклопедия» (с 2004 по 2009 годы – 11 энциклопедий). Параллельно начала плавно переходить в информационное вещание – сначала писала сюжеты в «Вести выходного дня», затем – во все выпуски. С 2010 года перешла в ООО «Новосибирсктелефильм».

Как это было

Первая пятилетка на студии для меня – годы учебы. Всё, что я знала о телевидении – что оно есть, и немного о телевизионной журналистике – из годичного предмета в консерватории под названием «Музыкальное просветительство». А тут сразу – выезд в поля, встречи с механизаторами, доярками, сбор материала для первой в моей жизни программы «Концерт для тружеников села». Материал собрала, приехала, написала текст. Дальше надо в кадре записать ведение. Как это делать – не знаю. На студию я попала в начале июля – все в отпуске. И на мое счастье в павильон зашла режиссер Неля Култышева. Она сразу поняла – надо мне помочь. И сказала самые простые слова: «Надя, смотри в камеру так, будто ты на кухне подружке в глаза рассказываешь, что сегодня у тебя произошло в жизни». Всё, этот первый урок врезался в память навсегда. Прошел страх, появилась уверенность. С тех пор глаз камеры для меня – лучший друг, я ему всё рассказываю спокойно.

В те годы студия была в большей степени «рупором идей и мнений» нежели средством информации. Система нескольких вещаний: общественно-политическое, молодежное, художественное и «Панорама» как информационное вещание. Эфирного времени много, программы были по хронометражу большие – от получаса до часа-двух, – а когда «молодёжка» запустила в прямом эфире «Видео до 12-ти» – до 3 и более часов.

У художественного вещания, где я работала, была функция, по большей части, просветительская. Делали много постановочных программ – концерты, запись стихотворных циклов. Свободу выбора – что и как делать – нам давала Людмила Митрофановна Ведищева, наш главный редактор. Из больших работ тех лет я особенно запомнила съемки оперы «Пир во время чумы» – музыка новосибирского композитора… (вспомнить!). Наш главный режиссер Ким Михайлович Долгин выбрал натуру для съемок – городскую свалку. По картинке место шикарное, отвечало идее на 100%, но, боже мой, какой запах – точнее, вонь... Представьте: плато из мусора высотой с трехэтажный дом, тараканы, крысы бегают – ужас! К тому же дым столбом – свалка горит постоянно. Впрочем, нам для антуража дым как раз помогал. Актёры – солисты оперного театра и студенты консерватории – привыкли не сразу, но когда пошла фонограмма – про все забыли. Та запись сегодня хранится в архиве.

Середина 90-х мне запомнилась как время какой-то внутренней растерянности – не только меня, но и для моих коллег. Ушла из жизни Л. М. Ведищева, Ким Михайловичч Долгин уехал в Москву, вышел на пенсию режиссер Виктор Иванович Трещев, уехали режиссеры Наталья Постная, Виктор Зельманов, редактор Вера Рогова. Оставшиеся сначала какое-то время по инерции писали концерты, литературные циклы. В 1995 какое-то время существовал художественно-публицистический цикл «Дар» – альманах о культурной жизни города и области.

А потом в моей творческой жизни началась эпоха под названием «Жемчужина Сибири». Почти 10 лет фестиваль был в эфире, каждую неделю в выходные – 30-минутные выпуски: выступления талантливых детей – певцов, танцоров, артистов цирка. Такой команде, как подобралась у нас, можно только позавидовать. Режиссер Ира Дейч, постоянные операторы Сергей Гусельников и Дима Злобин, звукорежиссеры Игорь Надежкин, Петя Губин, позже пришел и постоянно оставался на площадке Юра Дударев. Монтаж – Володя Бурсянин и Саша Контарев. Фестиваль по организационной части дело сложное, многосоставное. Продюсировала его Таня Винс – человек со стороны, очень активный. Подбор героев, выступлений проводил Дом народного творчества. Поскольку в те годы любая программа должна была приносить какой-то доход, мы сами искали спонсоров, рекламодателей. Ребятишкам обязательно дарили подарки – взяли за правило. С площадками тоже договаривались сами. Оказалось, в нашем городе очень много отзывчивых людей. Нас пускали на свою территорию «Сибирская ярмарка», Ледовый дворец спорта «Сибирь», Дворцы и Дома культуры. Полуфиналы и финалы писали в театре «Глобус». Часто выезжали в районы и в соседние города – Барнаул, Кемерово, Омск. Там помогали коллеги – записывали на ПТС концерты и отдавали нам записи.

Было очень много добрых встреч, трогательных моментов. Никогда не забуду историю с танцевальным ансамблем из Карасука. Отличные ребятишки, прошли в финал, но не было денег на дорогу, даже на бензин... Я расстроилась. Утром прихожу в «Глобус», мне навстречу – карасучане. Я: «Ребята, как? Мне сказали, что не приедете!» Их руководитель смеется: «Надежда, мы на выходные ходили на местный базар с плакатом «Помогите детям съездить в Новосибирск на конкурс» и танцевали по полтора-два часа. Вот, насобирали на поездку». Эта история – одна из многих. Тогда я была растрогана. Сегодня понимаю, как много ребятишек уберегли их руководители от беды, ведь закройся ансамбль, кружок – куда пойдут дети? На улицу, где их ждут наркодельцы, сверстники с бутылкой пива или водки. А тут есть цель, время занято красивым делом, да еще и азарт – попасть на «Жемчужину». Мне об этом говорили сами ребятишки. Встречают порой на улице, узнают, подходят и говорят «спасибо». Для меня это навсегда – лучшая награда.

2000-е – циклы «Похождения гурмана», «Путешествия с оркестром». Но главной я считаю работу в документальном цикле «Сибирская энциклопедия». Документалистика для меня была делом новым и очень трудным. Очень хотела сделать фильм об Арнольде Михайловиче Каце. Для меня он был не просто дирижер. Мой муж проработал в этом коллективе всю жизнь. Арнольд Михайлович помогал нашей семье – выделил квартиру, когда серьезно заболел сын – договорился о консультации профессоров из мединститута, поставили ребенка на ноги. Это личное. И в профессии мы тоже все время были рядом – писали концерты оркестра, делали репортажи. И вот первое мое документальное кино – именно о нем. Помогла Надежда Двинянинова как куратор проекта – обсуждали сценарий. Второй человек, кто меня вел в этом деле, – Станислава, Стася Касаткина. Ну, и, конечно, Петр Васильевич Сиднев, оператор. Второй и третий план фильма, когда параллельно сценарной выстраивается еще другая линия видеоряда, создали они. Рада, что удалось сделать задуманное, и что оценили результат не только коллеги в Новосибирске.

Вообще, «Сибирскую энциклопедию» как общестудийный цикл трудно переоценить. На нем учили и на нем учились. Считаю благом, что делать выпуски сериала разрешили всем, кто имел идеи и желание участвовать в нем. Не ограничивали строго рамками стилистики, в подходах к героям, в темах. Главное, чтоб интересно и не больше 20 минут по времени. В тот момент на студии была сильная режиссерская команда, что для документального кино так важно. Более 200 фильмов получили десятки наград самых разных фестивалей и конкурсов. А сейчас понимаешь, что это та самая «нетленка» на все времена, которой можно пользоваться уже как видеоархивом истории Сибири.

«Сибирские энциклопедии»:

• «Осенняя симфония Арнольда Каца» (2004),
• «Несостоявшийся дуэт» (2005),
• «Мошковские саги Анатолия Иванова» (2005),
• «Вадим Репин. Однажды, 30 лет спустя» (2005),
• «Пути инженера Тихомирова» (2006),
• «Консерватория. Вариации на тему» (2006),
• «Песни любви. Истории из жизни зоопарка» (2006),
• «Повороты на пути» (2007),
• «Звездные транзиты» (2008),
• «Хранители» (2008),
• «Страсти по Макбету» (2009).

Награды, конкурсы, фестивали:

• Всероссийский конкурс «Культура в эфире», 2005 г. – 1 место за программу «Осенняя симфония Арнольда Каца»,
• Международный конкурс «Золотой бубен», 2006 г. – 2 место за программу «Осенняя симфония Арнольда Каца»,
• Всероссийский конкурс «Берега», 2007 г. – 1 место за программу «Несостоявшийся дуэт»,
• Всероссийский конкурс рекламы «Золотой соболь», 2012 г. – победитель за цикл программ «Золотая десятка»,
• Всероссийский конкурс «Наш современник», 2014 г. – специальный приз жюри за фильм «Забытые истории города Н. Полтинниковы»,
• Всероссийский конкурс «Патриот России», 2014 г. – 2 место за специальный репортаж «Память на помойке»,
• Удостоена звания Кавалера золотого Почетного знака «Достояние Сибири» в номинации «Информация» Межрегиональной ассоциации сибирских городов», 2014 г.,
• Почетная грамота министерства России к 50-летию ГТРК «Новосибирск», 2007 г.,
• Почетная грамота губернатора НСО, 2014 г.,
• Благодарность губернатора НСО, 2015 г.