• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ
ЮниКредит Банк

Надежда Соколова

28 сентября 2016, 12:39
Журналист, редактор с 1987 г.
Надежда Соколова

Поступила на работу редактором  Новосибирской студии телевидения 4 августа 1987 года. В отдел музыкальных программ художественного вещания. Проработала на ГТРК «Новосибирск» 23 года, затем перешла в ООО «НовосибирскТелефильм» - организацию, производящую корпоративный продукт, в основном, для эфира ГТРК «Новосибирск

до 1992 года — работала в редакции над созданием музыкальных программ , концертов, после перерыва в декретном отпуске вышла на работу в 1995 г . в творческое объединение «Дар», вела программу с аналогичным названием..

В 1996 г. в эфир запустили детский музыкальный фестиваль «Жемчужина Сибири» - в нем работала как автор, редактор и продюсер. Фестиваль просуществовал до 2002 г. 

Далее — проекты «Похождения гурмана» (редактор), «Путешествие с оркестром» (автор, ведущая) — в течение 2 лет

С 2004 года начала писать сценарии программ цикла «Сибирская энциклопедия»

с 2004 по 2009 годы — 11 энциклопедий. 

Параллельно начала плавно переходить в информационное вещание. Сначала — писала сюжеты в Вести выходного дня, затем во все выпуски

 С 2010 года — переход в ООО «Новосибирсктелефильм» 

Как это было

Первая 5 — летка на студии для меня — годы учебы. Всё, что я знала о телевидении — что оно есть. И немного о телевизионной журналистике — из годичного предмета в консерватории под названием «Музыкальное просветительство». А тут сразу — выезд в поля , встречи с механизаторами, доярками, сбор материала для первой в моей жизни  программы «Концерт для тружеников села» . Материал собрала, приехала, написала текст. Дальше — надо в кадре записать ведение. Как это делать — не знаю. На студию я попала в начале июля. Все в отпуске. И — на мое счастье — в павильон зашла режиссер Неля Култышева. Она сразу поняла — надо мне помочь. И сказала самые простые слова: «Надя, смотри в камеру так, будто ты на кухне подружке в глаза  рассказываешь , что сегодня у тебя произошло в жизни.» Всё — этот первый урок врезался в память навсегда. Прошел страх, появилась уверенность. С тех пор глаз камеры для меня — лучший друг, я ему всё рассказываю спокойно. 

  В те годы студия была «рупором идей и мнений» в большей степени, нежели средством информации. Система нескольких вещаний : общественно — политическое, молодежное, художественное и «Панорама» как информационное вещание. Эфирного времени — много, программы были по хронометражу большие — от получаса до часа, двух, а когда «молодёжка» запустила в прямом эфире «Видео до 12 — ти» - до 3 и больше часов. У художественного вещания, где я работала , была функция в большей мере просветительская. Делали много постановочных программ — концерты, запись стихотворных циклов. Свободу выбора — что и как делать — нам давала Людмила Митрофановна Ведищева, наш главный редактор. Из больших работ тех лет я особенно запомнила съемки оперы «Пир во время чумы» - музыка новосибирского композитора … (вспомнить!) . Наш главный режиссер Ким Михайлович Долгин выбрал натуру для съемок — городскую свалку. По картинке место шикарное — отвечало идее на 100 %. Но Боже мой, какой запах , точнее вонь... Представьте — плато из мусора высотой с 3 — этажный дом, тараканы, крысы бегают — ужас! К тому же дым столбом — свалка горит постоянно. Впрочем — нам для антуража дым как раз помогал. Актёры — солисты оперного театра и студенты консерватории — привыкли не сразу. Но когда пошла фонограмма — про все забыли. Та запись сегодня хранится в архиве.

        Середина 90-х мне запомнилась как время какой-то внутренней растерянности — не только меня, но и моих коллег. Ушла из жизни Л. М. Ведищева, Ким Мих-ч Долгин уехал в Москву, вышел на пенсию режиссер Виктор Иванович Трещев, уехали режиссеры Наталья Постная, Виктор Зельманов, редактор  Вера Рогова. Оставшиеся — сначала какое-то время по инерции — писали концерты, литературные циклы. В 95 — ом какое-то время существовал художественно — публицистический цикл «Дар» - альманах о культурной жизни города и области. А потом в моей творческой жизни началась эпоха под названием «Жемчужина Сибири». Почти 10 лет фестиваль был в эфире. Каждую неделю в выходные 30 — минутные выпуски. Выступления талантливых детей — певцов, танцоров, артистов цирка. Такой команде как подобралась у нас —  можно только позавидовать. Режиссер Ира Дейч, постоянные операторы Сергей Гусельников и Дима Злобин, звукорежиссеры — Игорь Надежкин, Петя Губин, позже пришел и оставался постоянно на площадке Юра Дударев. Монтаж — Володя Бурсянин и Саша Контарев. Фестиваль по части организационной — дело сложное, многосоставное. Продюсировала его Таня Винс — человек со стороны,  очень активный . Подбор героев, выступлений проводил Дом народного творчества. Поскольку в те годы любая программа должна была приносить какой-то доход, сами искали спонсоров, рекламодателей. Ребятишкам обязательно дарили подарки — взяли за правило. С площадками тоже договаривались сами. Оказалось — в нашем городе очень много отзывчивых  людей. Нас пускали на свою территорию Сибирская ярмарка, ледовый дворец спорта «Сибирь», дворцы и дома культуры. Полуфиналы и финалы писали  в театре Глобус. Часто выезжали в районы и в соседние города — Барнаул, Кемерово, Омск. Там помогали коллеги — записывали на ПТС концерты и отдавали нам записи.

  Было очень много добрых встреч, трогательных моментов. Никогда не забуду историю с танцевальным ансамблем из Карасука. Отличные ребятишки, прошли в финал. Но не было денег на дорогу, даже на бензин... Я расстроилась. Утром прихожу в Глобус — мне навстречу карасучане. «Ребята, как? Мне сказали , что не приедете?». Их руководитель смеется — «Надежда , мы  на выходные ходили на местный базар с плакатом - «Помогите детям съездить в Новосибирск на конкурс» - и танцевали по полтора- два часа. Вот насобирали на поездку.» Эта история — одна из многих. Тогда я была растрогана. Сегодня понимаю — как много ребятишек уберегли их руководители от беды, ведь закройся ансамбль, кружок — куда пойдут дети? На улицу, где их ждут наркодельцы, сверстники с бутылкой пива или водки. А тут — есть цель, время занято красивым делом, да еще и азарт — попасть на Жемчужину. Мне об этом говорили сами ребятишки. Встречают порой на улице, узнают, подходят и говорят «спасибо». Для меня это навсегда — лучшая награда.

2000 — е — циклы «Похождения гурмана», «Путешествия с оркестром». Но главным я считаю работу в документальном цикле «Сибирская энциклопедия». Документалистика для меня была делом новым и очень трудным. Очень хотела сделать фильм об Арнольде Михайловиче Каце. Для меня он был не просто дирижер. Мой муж проработал в этом коллективе всю жизнь. Арнольд Михайлович помогал нашей семье — выделил квартиру, когда серьезно заболел сын — договорился с консультацией профессоров из мединститута, поставили ребенка на ноги. Это личное. А в профессии мы тоже все время были рядом — писали концерты оркестра, делали репортажи . И вот первое мое документальное кино — именно о нем. Помогла Надежда Двинянинова — как куратор проекта. Обсуждали сценарий. Второй человек, кто меня вел в этом деле — Станислава , Стася Касаткина. Ну и конечно — Петр Васильевич Сиднев, оператор. Второй и третий план фильма, когда параллельно сценарной выстраивается еще другая линия видеоряда — создали они. Рада, что удалось сделать задуманное и оценили результат не только коллеги в Новосибирске.

     Вообще —  «Сибирскую энциклопедию» как общестудийный цикл трудно переоценить. На нем учили — и на нем учились. Считаю благом, что делать выпуски сериала разрешили всем — кто имел идеи и желание участвовать в нем. Не ограничивали строго рамками стилистики, подходов к героям, темам. Главное — чтоб интересно и не больше 20 минут по времени. В тот момент на студии была сильная режиссерская команда, что для док. кино так важно. Более 200 фильмов получили десятки наград самых разных фестивалей и конкурсов. А сейчас понимаешь, что это  та самая «нетленка» на все времена, которой можно пользоваться уже как видеоархивом истории Сибири. 

=====================================================================

Сибирские энциклопедии:

Осенняя симфония Арнольда Каца» 2004.

Несостоявшийся дуэт»  2005

Мошковские саги Анатолия Иванова  2005

Вадим Репин. Однажды, 30 лет спустя 2005 г.

Пути инженера Тихомирова  2006

Консерватория. Вариации на тему  2006 г.

Песни любви. Истории из жизни зоопарка  2006 г

Повороты на пути  2007 г.

Звездные транзиты  2008 г

Хранители  2008 г

Страсти по Макбету 2009

============================================================

Награды, конкурсы. Фестивали:

всероссийский конкурс «Культура в эфире» 2005 г. - 1 место за программу «Осенняя симфония Арнольда Каца»

международный конкурс «Золотой бубен» 2006 год — 2 место за программу «Осенняя симфония Арнольда Каца»

всероссийский конкурс «Берега» 2007 г. - 1 место за программу «Несостоявшийся дуэт»

всероссийский конкурс рекламы «Золотой соболь» - победитель за цикл программ «Золотая десятка» 2012 г.

всероссийский конкурс «Наш современник» 2014 г. - спецприз жюри за фильм «Забытые истории города Н. Полтинниковы»

всероссийский конкурс «Патриот России» 2014 г. - 2 место за спецреп «Память на помойке»

удостоена звания Кавалера золотого Почетного знака «Достояние Сибири» в номинации «Информация»  Межрегиональной ассоциации сибирских городов» 2014 г.

Почетная грамота министерства России к 50 — летию ГТРК «Новосибирск» 2007 г.

Почетная грамота Губернатора НСО 2014 г. и Благодарность Губернатора НСО 2015 г.

==============================================================




Loading...