Новосибирские конструкторы строят замену легендарному «кукурузнику»


Сделать перелеты на небольшие расстояния обычным делом. Люди постарше еще помнят этот вид транспорта - кукурузник. Маленькие самолеты возили народ из районов области в Новосибирск. Сегодня сельские аэродромы заброшены, АН-2 вылетают разве что по спецзаданию. Новосибирские конструкторы взялись ситуацию изменить. Каким будет «супер-кукурузник»?
6 июля 2015, 10:50
Вести новосибирск

На аэродром завода имени Чкалова из ворот Сибирского института авиации имени Чаплыгина выкатывается самолет. На вид вполне знакомый всем АН-2, в народе – «кукурузник». Однако даже неискушенный увидит разницу. У машины острый нос и совершенно иные, чем у предшественника крылья. Это первый испытательный полет — к слову, успешный, - летающей лаборатории.

Григорий Анохин, заместитель директора СИБНИИА им. Чаплыгина, главный конструктор: «Это опытный образец, демонстратор технологий. Созданный, как летающая лаборатория на базе АН-2. Для подтверждения аэродинамических характеристик тех, профилей крыла, той механизации, того самого концепта, который мы создали в СибНИИА».

Задача — создать и дать экономике страны новый, современный самолет, который придет на смену именно АН-2. Ан-2 создали, как универсальную машину для работы буквально во фронтовых условиях. Взлеты и посадки на любые площадки. Запуск и обслуживание двигателя при любых температурах. Надежность и простота в полете. С этими задачами КБ антонова справилось на отлично. Очередь современников. Для нынешней экономики бензиновый двигатель не рентабелен. Нужны также большие скорости и грузоподъемность. Модернизировать АН-2 пытались еще в советском союзе. Но из-за отсутствия экономичного турбовинтового двигателя тема заглохла. Сибиряки взялись за дело с размахом. К концу года представят совершенно новый самолет, который ничего общего с АН-2 иметь не будет.

Григорий Анохин, заместитель директора СИБНИИА им. Чаплыгина, главный конструктор: «У нас есть государственный заказ на отработку технологий, на отработку технологий по созданию семейства самолетов для внутренних линий. Мы задались целью в первую очередь сделать транспортный самолет с полезной нагрузкой около трех тонн».

К слову, предшественник вез в два раза меньше. Сибиряки шли путем, можно сказать, исключения. Первой была вот такая машина, с хорошим турбовинтовым двигателем. И на неё есть заказы. На другом этапе добавили новые крылья. Сами рассчитали профиль и запатентовали его. В таком варианте улучшилась аэродинамика машины, её устойчивость в полете и скорость. А дальше будет менять фюзеляж. На каждом этапе от АН-2 остается все меньше и меньше. Но дух славного прадедушки авиации остается.

Вячеслав Писарев, начальник ОКБ ФГУП СИБНИИА: «Есть несколько критериев. Самолет мало того что красивый, он должен быть достаточно технологичным. Потому что это все-таки самолет подразумевается для местных воздушных линий. И он должен быть достаточно прост в эксплуатации и сборке».

По сути, история повторяется. Ведь и АН-2 родился в Новосибирске. Позднее КБ Антонова переехало в Киев.

Олег Антонов, основатель КБ «Антонов»: «В моей жизни был период, когда мне пришлось работать и в ОКБ и в СибНИИА. Это было очень интересное время. Мы как раз создавали самолет АН-2».

СибНИИА всегда занимался наукой. Прочность, ресурс самолета, аэродинамика. С развалом СССР, как казалось, что все это никому не нужно. Но времена изменились и сейчас стране нужна авиация. И есть финансирование. Но сибиряки поняли, что могут большее. И создали на своей базе бюро, где конструируют самолеты. То есть институт в двух ипостасях. Сплав науки и производства. И уже не только сторонние организации дают заказы ученым исследовать тот или иной самолет на прочность, ресурс конструкции и аэродинамику, но и свои инженеры из ОКБ. Иногда ставят очень сложные задачи. Например, в новой машине широко применены композитные материалы. Ранее в гражданской авиации России им места было мало. И научная база под их использование была скупа. Ученые взялись за дело. И помогли не только своим конструкторам, но всей промышленности. Польза государственная. Другой момент: кадры. КБ существует восемь лет. За это время коллектив увеличился в шесть раз.

Вячеслав Писарев, начальник ОКБ ФГУП СИБНИИА: «Людей мы учим, соответственно вкладывая в них столько знаний, мы вынуждены держать этих людей и держаться за них. Ну и люди нам платят тем же».

Тема импортозамещения здесь тоже актуальная. Тихая схватка за малую авиацию России идет. Но сибиряки создают машину, которая в несколько раз дешевле импортных. Более того, можно избежать проблем с санкциями. Некоторые импортные образцы попадают под раздачу. А отечественный вариант эти проблемы не касаются, даже при том, что двигатель американский. Его будут производить в России. Сейчас самолет дорабатывают. И в августе покажут на авиасалоне «МАКС». Впрочем, мировая авиационная общественность о новосибирском опыте знает. В этом профессиональном мире тесно. Если в одном углу планеты чихнут, из другого тут же буркнут «Будь здоров». Хотя не факт, что так уже и заботливы. Просто авиация — вопрос престижа страны. 

читайте также