• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ
ЮниКредит Банк

Новосибирские ученые составляют базу данных одаренных детей

4 ноября 2012, 15:38
Решение новосибирских властей наверняка бы одобрили столичные ученые. Они составляют базу одаренных детей. А что уже сегодня с целью выявить ген одаренности делают в Новосибирской области?

Одарённость ребёнка - понятие весьма субъективное и эфемерное. Это признают даже эксперты.

Александр Никитин, директор Института педагогических исследований одарённости детей Российской Академии образования: "Надо очень аккуратно относиться к слову "одаренность". Если человека в 4 года поставили на сцену оперного театра, и он там спел, это еще не значит, что в 15 лет он будет замечательным исполнителем".

Без внутренней мотивации человека, волевого стержня - любые авансы от бога в большинстве случаев идут прахом.

Александр Носулич, ученик физматшколы НГУ: "Должна быть своя доля одарённости, но всё-таки, как говорят, что 99% это собственный труд человека, то есть должен заниматься, если чего-то хочет действительно достичь".

Однако и без поддержки общества и государства таланту проклюнуться трудно. Одарён, в принципе, каждый. Но процент реализованных способностей всегда и везде невелик.

Александр Никитин, директор Института педагогических исследований одарённости детей Российской Академии образования: "Чтобы выявить эти 2-3-10 процентов, нужно делать очень широкий захват. Надо, как минимум, с половиной детей работать, как с одаренными детьми в том или ином направлении. Хотя на самом деле я убежден, что надо давать возможность каждому ребенку себя пробовать в том или ином направлении".

Специалисты полагают, что Новосибирская область по работе со способными детьми - в числе лидеров. Масштабная система специализированных классов доказала свою эффективность. Да и университетская физматшкола за Уралом одна в своем роде собирает юные интеллектуальные сливки. Непросто попасть, непросто учиться, но это - вызов. И всё же заведения, подобные физматшколе, это вершина. А ячейки педагогической сети у нас остаются очень крупными, много пропускают.

Николай Яворский, директор СУНЦ НГУ (физматшкола): "И в селе их много, и не меньше, чем в городе. Просто они не могут, не проявляются, и жизненный путь ограничен теми социальными условиями, в которых они есть. Социального лифта из села на, допустим, высокотехнологичный бизнес пока нет. Это очень сложный процесс".

Недавно принятая целевая программа работы с одаренными детьми призвана отчасти смягчить эту проблему. Так, за пять лет в районах области запланировано создать несколько десятков ресурсных центров. Их задача - на местах обкатывать новые методические наработки, собирать вокруг себя способных детей.

Галина Куклина, директор Центра дополнительного образования детей "ДИО-ГЕН": "Мы вместе с пониманием потенциала данного района создаем программу, смотрим на их программу, как-то корректируем, смотрим, как могут команды ребятишек приезжать на наши турниры, которые проводятся региональные, всероссийские, международные, как мы будем к ним выезжать".

Одни новые методики, продвинутые педагоги и признание их заслуг радикально процесс не ускорят. Его материально-техническая поддержка - тоже важный элемент. И тут постоянно встают новые проблемы. К примеру, ставшая обязательной внепрограммная дополнительная работа с детьми - ключевой фактор выявления талантов. Но в школах уже не хватает помещений.

Владимир Алексеев, директор школы №65: "В этом году есть школы, где уже пятые классы перешли на стандарты второго поколения. Там, я вас уверяю, близкое к кошмару что-то происходит. Люди, которые создавали законодательную базу, вообще-то должны были предусмотреть и практику выполнения. А не теоретические вопросы, которые, может быть, хороши в теории, но невозможны для выполнения на практике".

Как говорят, настоящий талант всегда пробьёт себе дорогу. При этом хорошо бы не лбом стены прошибать. Новых стен у нас, к счастью, не возводят, но и старых пока хватает с лихвой.




Loading...