Новосибирцы поделились воспоминаниями о трагической истории семьи Полтинниковых


Новые факты старой истории. "События недели" уже рассказывали о трагической истории семьи военного врача, четверть века прожившей в Новосибирске. В начале 70-х Полтинниковы оказалась в числе так называемых "отказников" - им не давали разрешения на выезд в Израиль. Мы обратились к свидетелям этих событий. И получили отклики от новосибирцев.
23 марта 2014, 13:49
Вести новосибирск

Почти 10 лет семья боролась за свое законное право. Жена и старшая дочь объявили голодовку. Где-то здесь, в одном из этих домов на улице Восход Полтинниковы заперлись в своей квартире. Жена умерла от голода, дочь покончила с собой. Исаак Полтиников получил разрешение на выезд, покинул Советский Союз. Мы не знаем - в каком именно доме произошла трагедия - и просим откликнуться тех, кто помнит семью Полтиниковых, что-либо знает о том, как прошли самые страшные годы их жизни. Первые звонки в редакцию начались через несколько минут после выхода репортажа о судьбе людей, которые в 70-е годы не могли добиться разрешения на выезд в Израиль. Оказалось - семью военврача полковника Полтинникова хорошо помнят новосибирцы. Валерий Павлович нашел в семейном архиве фотографию, подаренную Ирмой Борисовной его теще. Как выяснилось - это фото сделано в Петергофе в конце 50-х. Это был один из самых лучших дней в их жизни - папа снимал жену с дочерьми. Счастливые лица...

Не забыла своего доктора Ирина Владимировна Захарова. Ей, тогда еще подростку, доктор Полтинников сделал сложнейшую операцию и спас зрение

Ирина Захарова, пациентка Исаака Полтинникова: "Я ему безмерно благодарна - и мои родители они очень переживали за меня. Мама первая увидела ваш сюжет и позвонила, попросила - Ирочка, ты должна откликнуться, что-то ты помнишь. Я конечно помню и буду помнить, пока живу".

Алла Геннадьевна - соседка Полтинниковых по квартире на улице Садовой. Сегодня это будущий дом молодежи. А когда-то Алла Геннадьевна и Полтинниковы жили на одном этаже - квартиры напротив.

Алла Туманова, соседка Полтинниковых: "Очень хорошие люди - помогали всегда советом, а Исаак вообще был золото - помог сына вылечить - у него зрение было плохое".

После того как дом расселили, Алла Геннадьевна видела своих бывших соседей нечасто. Но одну встречу с Викой в середине 70-х запомнила хорошо. Та рассказала, как по-хамски обошлись с нею и мамой, когда они приехали в Москву за выездной визой в Израиль.

Алла Туманова, соседка Полтинниковых: "Она рассказывала - надо было прийти в ОВИР - и вот, говорят: дверь открывайте и всё можно. Дверь открыли, а там машина - и нас сразу в эту машину и на вокзал. И она с сопровождающим доехала до Новосибирска. Это ужас один как!".

Именно Вике выпала самая страшная доля - после смерти матери она свела счеты с жизнью... О том, как сложилась жизнь Исаака Ханановича в Израиле после выезда из Советского Союза нам рассказала младшая дочь Элеонора Шифрин-Полтинникова.

Элеонора Шифрин-Полтинникова, дочь И. Полтинникова, (Иерусалим, Израиль): "Папа прожил в Израиле еще семь лет. Несмотря на перенесенные инфаркты, на все пережитое и на длительный перерыв в работе, он сумел здесь вернуться к своей науке. Для него в центральном военном госпитале при Телль-а-Шлмере создали специальную лабораторию. Он успел сделать ряд открытий, за которые удостоился специальной премии".

Новосибирск в 70-е годы - город интеллектуальной элиты. Среди ученых Академгородка, преподавателей вузов, врачей было немало евреев. Полтинниковы одними из первых подали документы и получили отказ на выезд в Израиль. Отказники помогали друг другу - информацией, контактами с теми, кто помогал им из-за границы. Если отказники начинали открыто выражать протесты -начинались репрессии, вплоть до арестов и тюрьмы. Многие страницы этой истории пока закрыты. Но наше расследование продолжается...

читайте также