«Без помощи я бы уже повесился»: репортаж из новосибирского приюта для бездомных


«Без помощи я бы уже повесился»: репортаж из новосибирского приюта для бездомных
С приходом холодов в Центре социального обслуживания, который находится в ведении Новосибирской епархии, наступает жаркая пора: сюда вереницей тянутся новосибирцы, оставшиеся без крыши над головой. Выезжают «в народ» и сами волонтёры – в сильные морозы по городу курсирует настоящий «социальный патруль», который сам ищет тех, кому нужна срочная помощь.
20 ноября 2018, 17:45
Фото предоставлено медиацентром Новосибирской Епархии
Вести новосибирск

Центр для бездомных расположился неподалеку от ТЭЦ-2. Муниципальное здание находится в безвозмездном пользовании. Помощник управляющего Борис Кислый отмечает, что центр не заменяет работу государственных служб (в Новосибирске есть свой Центр социальной адаптации), а лишь вносит посильный вклад в благое дело. Помимо двух социальных гостиниц, при Епархии действует два отделения: «Мать и дитя» для одиноких женщин и их детей, а также «Милосердие» – там размещаются инвалиды, которые не могут себя обслуживать. Двери приютов открыты круглосуточно. Везде людям предоставляют ночлег, временную прописку, трехразовое питание и медицинскую помощь.

Кислый.JPG

Борис Кислый специально не использует в своей речи термин «бомж» – «классических» бездомных в приюте мало: «К нам обращаются абсолютно разные люди. Да, есть среди них те, от кого отказались родные из-за их маргинального поведения. Часто приходят освободившиеся из тюрьмы, а также люди, которых обманули с работой или квартирой. Много пожилых, пострадавших от «черных» риэлторов. Живя у нас, люди могут решать свои проблемы. Зимой заняты практически все койко-места».

DSC_8163.JPG

Обитатели центра для бездомных живут по четкому распорядку: подъём и отбой регламентированы, как и приемы пищи, в течение дня – общественно-полезный труд на благо центра. Но постояльцам дают определённую свободу действий и возможность заниматься личными делами. Есть и негласные правила, за нарушение которых могут выгнать, главное – не пить и не дебоширить.

DSC_8327.JPG

«Обслуживающего персонала у нас практически нет. Волонтёры – это жители нашего центра. К примеру, медпомощь людям оказывает медсестра Елена Тартмина – она в свое время тоже оказалась в тяжелой ситуации, ей помогли с жильем и работой, теперь она помогает нам. Волонтеры трудятся здесь не за зарплату, а по велению сердца», – рассказывает Борис Кислый.

Администратор центра для бездомных Богдан отмечает, что за три года наладил контакт с большинством постояльцев. В жизни парня тоже был переломный момент – безденежье, отвернулись друзья, опустились руки. После этого молодой человек нашел в себе силы жить дальше, завел семью, недавно родился сын. «Если ты не будешь любить людей – ты надолго здесь не задержишься. Ложусь и встаю с мыслями о них», – говорит Богдан.

DSC_8186.JPG

Марина живёт в приюте уже пять лет. На вид глубокая старушка, но ей только пятьдесят. «До этого десять лет скиталась на улице после смерти мужа – в его квартире прописана не была, а родная сестра на порог своего дома не пустила. Люди добрые помогли сюда попасть», – поведала Марина.

Вахтёр приюта Евгений вспоминает момент, когда оказался бездомным: «Возвращался домой с работы – напали сзади, пробили голову. Не помню, как оказался босиком. В итоге попал в больницу, там отрезали ноги. Потом – развод с женой, с детьми сейчас тоже не общаемся».

DSC_8200.JPG

Тамару Павловну в приют сдала родная сестра: «У меня были проблемы с ногами. Сестра привела меня сюда на костылях и оставила. Слава богу, мне помогли сделать операцию и не умереть. Так и осталась жить тут. Есть у меня сын, но он сам без квартиры. Общаемся, но ничем не помогает – мне пенсии хватает. Кормят, на таблетки деньги есть, даже курить разрешают. Пить нельзя, да и не хочется уже», – рассказывает женщина.

Скромная пожилая женщина в углу комнаты, на прикроватном столике – фотография молодой пары: «Это моя внучка с мужем, недавно родилась правнучка. Помогаю им иногда. Они сейчас дом строят. Как оказалась здесь? Конфликт отцов и детей. Дети хотят жить отдельно, а я, пожилой человек, им мешала», – выдала бабушка и заплакала.

DSC_8154.JPG

Во дворе приюта стоит «Автобус спасения» – это один из проектов центра для бездомных, его запускают ближе к морозам. «Социальный патруль» объезжает места скопления бездомных – отогревает, кормит, оказывает медицинскую помощь. «Сарафанное радио» быстро разносит молву о волонтёрах. Водитель автобуса – тоже постоялец центра. «Жил хорошо, но потом сгорел дом. Женщина моя там задохнулась. Деньги быстро кончились, с работы уволили. Благодаря этому центру выжил и работаю. Если бы не ребята – повесился бы уже где-нибудь. Спиваться или под забором помирать я не хотел», – говорит Александр.

«Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон считает, что церковь должна не только заниматься богослужением, но и нести социальную нагрузку. Мы видим, как наше дело находит отклик у людей, причем живёт оно без огромных денежных потоков», – заключает Борис Кислый.

DSC_8169.JPG

Люди идут в небольшую часовню сами. Худой мужчина с трясущимися руками украдкой стоит перед иконами – многие бездомные находят утешение в молитве.

Если вам или знакомому человеку требуется помощь, звоните на горячую линию 8-800-222-06-05. Адреса социальных гостиниц: г. Новосибирск, ул. Моторная, 20/1, тел. 8-923-179-7777; ул. Бурденко, 62, тел. 8-913-915-34-13; ул. Игарская, 20, тел.: 8-923-124-7777.

DSC_8152.JPG

Фото предоставлено медиацентром Новосибирской Епархии
читайте также