«Есть мнение»: 10% новосибирцев страдают депрессиями


«Есть мнение»: 10% новосибирцев страдают депрессиями
Ирина Левит в эфире программы «Есть мнение» на радиостанции «Вести.ФМ» обсудила с гостем программы, врачом-психотерапевтом Региной Должиковой, состояние психологического здоровья новосибирцев.  
12 октября 2016, 10:58
Фото: pixabay.com
Вести новосибирск

Ирина Левит: Позавчера отмечали день психического здоровья. Круглая дата – 25 лет. Праздник учредила Всемирная организация психического здоровья при поддержке ВОЗ. В России такой день отмечают с 2002 года. Главная цель этого дня – информирование населения о проблемах психического состояния, а также методов и профилактики лечения расстройств. ВОЗ отмечает повсеместный рост психических заболеваний. По данным организации, более 450 млн жителей планеты страдают этими заболеваниями. И к 2020 году эти заболевания войдут в первую пятерку тех, которые приводят к потере трудоспособности. Не менее 10% россиян страдают этими расстройствами.

И вот последняя новость – в Новосибирске 10% людей страдают депрессиями. Причем на том уровне, когда люди могут покончить жизнь самоубийством. Психическое здоровье для россиян – дело деликатное и даже интимное. Есть психиатры, есть психотерапевты и психологи – все они врачи разной специализации. Чем они отличаются?

Регина Должикова: Психологи могут быть без медицинского образования, в отличие от психотерапевтов и психиатров. Они занимаются диагностикой, экспертизой и лечением душевных расстройств. 

Ирина Левит: То есть психиатры занимаются такими психологическими болезнями, как шизофрения. Психологи занимаются «пограничными» расстройствами – такие как депрессия.

Регина Должикова: Психологи и терапевты занимаются помощью и поддержкой в развитии личности. Они помогают человеку выстраивать конструктивные отношения с окружающим миром и решать свои личные задачи. На психическое здоровье влияет масса факторов – социальный, материальный статус, социально-политические условия.

Ирина Левит: У психиатров есть старая шутка: « Нет здоровых людей, есть недообследованные». Может, число больных увеличилось в связи с улучшением диагностики.

Регина Должикова:  Я посмотрела работы по формированию Международная классификация болезней. При просмотре этой классификации встал вопрос – стоит ли увеличить количество заболеваний, потому это грозит увеличением числа больных, и непонятно, к чему это может привести.

Ирина Левит: Что касается войн – в обществе всегда есть люди, которые ищут прорыва. И если у них нет никаких событий в повседневной жизни, они стремятся к каким-то прорывам - скажем, исследование Марса. Ученые исследовали: как только в стране становится больше молодых людей и их число достигает 30-33% - начинаются войны. Психиатрия в СССР была самой закрытой темой. Один психиатр считал, что около 70% советских людей не соответствуют нормам нормального психологического здоровья. В психиатрии есть ли какое то понятие о норме?

Регина Должикова: Безусловно. Есть критерии психического развития. Люди по-разному развиваются. Я не думаю, что стоит говорить о норме как о некой догме – сейчас отношения к многим расстройствам более лояльные. Нормы в любом случае пересматриваются, этим занимаются социологи, психологи и даже политики.

Город Новосибирск не беден квалифицированными специалистами, вопрос только как их найти. С депрессиями сложная ситуация, потому что есть много замаскированных историй. Депрессия может принимать разные физические проявления – гастрит, бронхит и прочее.

Ирина Левит:  Люди боятся обращаться к психотерапевту: хоть и есть закон о неразглашении информации, анонимность нам ничем не гарантирована. Вопрос еще ответственности – не было ни одного случая, чтобы психотерапевта засудили за ложный диагноз. Ответственность очень низкая. Но если не найти своего специалиста, и не обращаться к нему в трудные минуты — будет еще хуже. 

Фото: pixabay.com
читайте также