Как не ошибиться в выборе меда?


«Липовый» мед. Прилавки Новосибирска ломятся от сладкого товара и фальсификата. Гарантии не дает ни громкий бренд, ни даже сертификат. Неправильные пчелы стали давать неправильный мед? Пасечники уверяют, в таком количестве жужжащие свой янтарный продукт не выпускают. Ольга Салангина побывала на одной из домашних пасек Ордынского района и расспросила опытного пчеловода, как не попасться на сладкий обман.
9 октября 2016, 16:40
Ольга Салангина, Сергей Радаев
Вести новосибирск

Игорь Пушилин — врач по профессии и пчеловод по зову души, как говорит про себя сам. К полосатым труженицам относится как к пациентам. Чуть не к каждой индивидуальный подход. Вокруг ульев и летом и зимой, иначе нельзя. Чуть недоглядишь, и вся пчелинная семья погибнуть может. Мед с его пасеки — обычный, цветочный. А меж тем на рынках какой только не продают: и морковный, и башкирский, и даже из дупла диких пчел.

Игорь Пушилин, Пчеловод: Вот этот, скажем, бренд — «Горноалтайский мед». Ну априори его столько быть не может. Когда он, извините меня, по всем деревням, везде его разводят и продают!

— Почему не может?

— Да потому что- цветов столько на Алтае нет. Это одно. Другое: Адыгейский мед, башкирский, это бренды все. Бывает такой бортьевый мед. Тот который в дуплах, дикий…там максимум с одного дупла ну ведро, то есть это сколько он стоить должен тогда?

Мы решили провести свой, небольшой эксперимент. В одном из магазинов Новосибирска покупаем небольшую баночку цветочного меда. И привозим ее на пасеку. Предлагаем оценить эксперту. Сразу настораживает цена продукт: 250 граммов всего 69 рублей. Еще больше сомнений вызывает год производства меда — 2015. Ровно 12 месяцев назад. Почему же тогда мед по-прежнему течет и легко переливается из сосуда в сосуд, как только что собранный? А ведь, давно должен был закристаллизоваться.

Игорь Пушилин, Пчеловод: Это однозначно либо фальсификат, либо распущенный мед. Это значит дикристаллизованый, разогретый. Греют для продажи.

— Зачем?

— Затем, чтобы он красиво переливался. И в марте месяце на ярмарке переливают его из одного ведра, в другое и люди восхищаются этим. У нас ведь бытует мнение — если мед закристаллизовался, значит пчеловод кормил сахаром. Это мнение абсурдное такое.

Эксперт утверждает: свежий натуральный мед начинает сильно густеть уже через 40 дней после сбора. Через полгода превращается в довольно-таки плотную, тягучую массу. Если зимой мед в банке жидкий, скорее всего его разогрели. И это уже не мед. При нагреве до 40 градусов из полезного продукта исчезает до 200 полезных элементов! Улетучивается и основной компонент целебного продукта, инвертаза, которая способствует усвоению меда человеческим организмом, и укрепляет иммунитет.

К сожалению, хорошую подделку сегодня не всегда определит даже лаборатория:

— На баночке написано, что это мед 2015 года сбора, а разлива 26 июля 2016. — Ого...ему уже ровно год. Открыть можно?

— Можно, зачерпнем его ложечкой. Бежит, растекается, образует горочку. Это было бы да, если бы это был свежий и качественный. А так все как у настоящего меда.

— Но, что же может быть в составе меда-подделки?

— Добавляют крахмал, муку, могут вообще сделать мед без меда, добавят эссенции и все.

Определить подделку можно попытаться в домашних условиях. Вот несколько способов. Первый: ложку меда смешивают с теплой водой, добавляют йод. Жидкость посинела — значит, в меде есть мука или крахмал. Способ второй: в медовый раствор добавляем уксусную эссенцию: зашипело, значит там мел. Гарантии никакой, но попытаться проверить покупку все же стоит, ведь вред от фальсифицированного меда может быть колоссальным.

— Вред может быть колоссальный. Если диабетик купит, он может спокойно в кому сам себя загнать.

По неофициальной информации на рынках нашего региона от 70 до 90% фальсификата.

Людмила Опарина, Ветеринарный врач: Вот у меня стоит фальсификат, вот стоит мед, который изначально был некачественный, подвергался нагреву.

— А что много фальсификата?

— Много. К нам обращаются покупающие не на рынках, а где-то на улице, у кого-то с пасеки.

Свежее издание московской газеты: «Пасека России». Цитирую: «В Московской области есть целое производство фальсифицированного меда. В Балашихе мед варят прямо в ангарах», конец цитаты. Кто и когда защитит добропорядочных пчеловодов, и нас - потребителей? Российский национальный союзов пчеловодов на федеральном уровне предложил ввести лицензию на право торговли медом. Инициативу пока не поддержали.

Выход один: купленный мед лучше всего отправить на специальное исследование. В Новосибирске это можно сделать на базе Октябрьского рынка. Там такой анализ проведут, в течение всего одного часа и бесплатно. 

Ольга Салангина, Сергей Радаев
читайте также