«Затакт»: о политике симфонических концертов в Новосибирске


Марина Монахова, руководитель пресс-службы Новосибирской Филармонии, музыковед рассказали о политике симфонических концертов в Новосибирске.
6 февраля 2017, 17:04
Вести новосибирск

6 февраля 44-го года в Новосибирске состоялась премьера Восьмой симфонии Шостаковича. Она прозвучала в исполнении симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского и стала второй симфонией крупнейшего советского композитора, которую Новосибирск услышал одним из первых в стране. Напомню, новосибирская премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича состоялась в июле 42-го. 

Ленинградская филармония находилась в Новосибирске в эвакуации наряду с Александринским театром, Кукольным театром под руководством Образцова, частью фондов Третьяковской галереи. Их пребывание в нашем городе составило серьезную веху в развитии кругозора и вкусов публики. Конечно, симфонические концерты проходили в Новосибирске и до войны, но систематический характер и статус серьезного культурного явления они обрели лишь с приездом ленинградцев. 

Во многом это было связано с репертуарной политикой, которую избрали дирижёр Евгений Мравинский и блестящий лектор, эрудит, художественный руководитель Ленинградской филармонии Иван Соллертинский. Они были убеждены: публику нужно растить, а не давать ей незамысловатую, легкую музыку, которую она воспримет без труда. В итоге основой программ оркестра стали лучшие образцы европейской классики и сочинения современных советских композиторов. 

Риск был очень серьезным, но оказался оправдан. И если сначала на концерты ходили лишь эвакуированные ленинградцы, то в скором времени залы стали заполнять и новосибирские слушатели. За три года работы в Новосибирске симфонический оркестр Ленинградской филармонии дал более пятисот симфонических концертов, на которых присутствовало до 400 000 слушателей. Оркестр провел около 240 выступлений на радио и осуществил более пятидесяти выездных концертов в Барнауле, Омске, Томске, Кузбассе. Три года, что ленинградцы работали в Новосибирске, стали решающими в формировании симфонической публики. 

После их отъезда симфоническая жизнь в городе продолжилась: с регулярными концертами выступал объединенный оркестр радиокомитета и оперного театра. Но конечно совершенно иной масштаб симфонические концерты обрели с образованием в 1956 году Новосибирского симфонического оркестра.

читайте также