Жители Новосибирска рассказали, как гадать на Святки


Последний шанс загадать желание - Новый год наступил и по старому стилю. Но праздники продолжаются для тех, кто чтит традиции. До 18 января - Святки. Как их отмечали в Новосибирской области в старину - и сегодня?
15 января 2017, 13:06
Вести новосибирск

Ряженые в городе. Еще сто лет назад так и ходили по дворам. Две святочные недели от Рождества до Крещения - новосибирские деревни жили весельем. Работать нельзя. Пришла коляда - отворяй ворота.

Любовь Суровяк, заведующая отделом народного творчества Областного центра русского фольклора и этнографии: Есть трактовка слова коляда – в славянской – это бог времени с зимнего на весеннее. Но бабушки в подробности не вдавались. Они транслировали традицию. Кроме ученых книг вы нигде не найдете прояснения того или иного образа. Вот было и было.

Такие гоголевские колядки - вполне можно представить где-нибудь в Татарском районе. Или любом другом. Вся Сибирь - переселенцы. Украинцы, белорусы.. Плавильный котел традиций.

Любовь Суровяк,, заведующая отделом народного творчества Областного центра русского фольклора и этнографии: В новосибирской области это все сохранилось. И обходы дворов. Может, где-то не сохранились песни календарные – это редкий жанр, там просто в форме речевок с малышами. Когда ходили и просили каких-то подарков.  

«На рождество пришли ко мне и давай пшеницей сеять – я им сказала – это коляда рождественская, в новый год только сеют и приговаривают – сею-вею посеваю, с новым годом поздравляю. С пшеницей, с овсом и с горячим пирогом».

Как соседи могли позабыть, в какой праздник посевать? Удивляется Юлия Павловна. С готовностью показывает, как надо колядовать на Рождество.

Сегодня забыли - а в прошлом веке запрещали. Не просто христаславить - вообще Рождество встречать - вспоминает пенсионерка. Помнит и как ждала с сестрами этого праздника - когда родителей забрали, как врагов народа.

Юлия Кульбенок,, жительница с. Верх-тула: Мы рады были , когда подходят вот эти праздники. Хоть что-то да покушаешь.Мы даже ребятишками ходили за 3-4 км, совхоз от совхоза были за 3-4 км. С киселевки в песчанку ходили, колядовали.

«Так раньше мы только лишь песнями то и жили! этого же не было ничего. Ни радио, ни интернета, ничего. Почему ранешние люди – певуньи, плясуньи да потому что они сами себя развлекали».

Мешок с наколядованным несли на вечёрку. Вроде и развлечение - а с подтекстом. Традиция общей трапезы, соборность. Дальше - песни, игры, хороводы. И вновь - не просто так.

Любовь Суровяк,, заведующая отделом народного творчества Областного центра русского фольклора и этнографии: Если говорить о песнях игровых, хороводных других регионов России – запада, юга, востока , то именно Сибирь отличается тем, что очень любили здесь на вечёрках целоваться. И в песнях по татарским таким распевкам – ураза ураза - то есть заимствованные тюркские слова были , которые для русских людей были абракадаброй – целоваться три раза. Этим лозунгом заканчивалась всякая вечёрошная святочная игра.

Поцеловать у всех на виду, за ручку подержать - легально. На вечёрках веселились - и присматривались. Парни и девушки выбирали себе будущих супругов. И не только на вечёрках.

Святочную традицию увековечил Пушкин. И вот уже Лив Тайлер любопытным взором на воск потопленный глядит. В позапрошлом веке Татьяна Ларина, а в веке 21м - Ксения с подружками.

Современные переселенцы - из Приморья, Кузбасса и Алтайского края. Студенческое общежитие - тот еще плавильный котел.

Ксения Школа, студентка 2 курса РАНХиГС: У меня в семье есть традиция. Мы после рождества – женской половиной семейства и гадаем.

Елизавета Ермакова,, студентка 2 курса РАНХиГС: Зажечь спичку и когда она сгорит – куда наклонилась – там и суженый. Иди, ищи. Слишком абстрактно.

Искать суженого в многоэтажках? им бы поконкретнее. Это бабушки могли кидать валенок за забор. По клоку овечьей шерсти определять - брюнет или блондин.

Галина Косенко, студентка 2 курса РАНХиГС: У меня бабушка и мама гадала и видела своих суженых..правда я этого боюсь... Я считаю, я должна жить настоящим и не заглядывать в будущее. Люди, которые этими гаданиями занимаются – они говорят, что вообще гадать нельзя. Особенно молодым девушкам. Потому что это потом аукнется.

Одно дело - в шутку доверить петуху определить - богатый будет муж или пьяница, поставив перед ним зерно и воду. А другое - пойти в баню ночью ворожить. Всегда боялись. Но - не все.

Любовь Суровяк,, заведующая отделом народного творчества Областного центра русского фольклора и этнографии: Когда со всем этим соприкасались с мистическим, то православный человек всегда этого боялся. Боялся , снимал с себя крест – потому что он переходил в градацию других отношений. И только самые смельчаки , самые небрежные православные девки или парни позволяли себе это делать. Но мало того, если позволяли – на крещение в проруби они должны были эти все.. смыть с себя грехи.

Колядовать - и не страшно, и не грешно. К Юлии Павловне пришли подружки -соседки. Репетируют. В старый новый год - в клубе - всему селу покажут, как раньше на Руси святки встречали.

Мы почти потеряли традицию праздника. Современный человек разучился двигаться под народные инструменты Мы привыкли к разделению на зрителей и артистов. Мы - пассивны. Констатируют фольклористы. Мы забыли, что праздники на Руси всегда были - как сейчас бы сказали - интерактивные. Очень по-современному. Прекрасная приманка для туристов. Приезжайте в Новосибирск в январе. Колядовать. 

читайте также