По изначальному проекту Октябрьский мост мог соперничать по красоте с Карловым мостом в Праге


В октябре день рождения первого в Новосибирске автомобильного моста через Обь. Идея построить его пришла еще в 30-е годы прошлого века. Однако сделать это удалось лишь почти 20 лет спустя. О том, как переправа изменила жизнь города.
14 октября 2013, 11:53
Вести новосибирск

Октябрьский, а в народе коммунальный или старый мост должен был выглядеть иначе. По своей красоте он мог бы соперничать, например, с Карловым мостом в Праге. На этих массивных выступах предполагалось установить пилоны высотой 45 метров, вдоль парапетов красивые светильники из чугунного литья. Но от этого пришлось отказаться. В 1955 году советские власти спустили приказ о борьбе с излишествами в архитектуре. И проект моста упростили.

Хотя, по мнению архитекторов, мост все равно получился красивым. Проект постоянной переправы через Обь начали делать в 30-е годы прошлого столетия. Однако воплотить его помешала война. Приступить к строительству смогли только в начале 50-х. В областном архиве сохранились редкие фотографии, как возводили переправу, как ее испытывали на прочность. Для этого 100 с лишним машин загрузили песком и разместили в определенном порядке. А вот кадр, снятый в день открытия. Разрезать красную ленту пришли сотни горожан.

Дарья Прецер, ведущий архивист государственного архива Новосибирской области: "Митинги состоялись как на левой стороне, так и на правой, и когда они завершились, с левой стороны и с правой были разрезаны алые ленты. И на фотографии отображается, как люди пошли друг другу навстречу".

А потом по мосту пустили трамваи. Несколько лет это был единственный общественный транспорт, перевозивший новосибирцев с берега на берег. Старожил Борис Антипенко вспоминает, как ездил в НЭТИ на ту сторону. Трамвай приходилось брать штурмом.

Борис Антипенко, старожил: "Это хорошо, если можно было уехать, что говорится, на колбасе, то есть сзади за эту лесенку уцепиться, потому что он уже подходил полный".

В тот момент левый берег был практически пустой. На территории до водонапорной башни стояли только два корпуса НЭТИ. Первый автомобильный мост дал Новосибирску очередной стимул для развития. На месте картофельных полей возник проспект Маркса, новые улицы и дома.

читайте также