Почему бюджет недосчитался миллиардов и как именно пополняют областной кошелек


На восьмое октября - день открытия Бугринского моста - в Новосибирске запланировано выездное заседание Государственного совета России под председательством Владимира Путина. Обсуждать будут развитие транспортной отрасли страны и возможные изменения структуры налоговых отчислений в дорожный фонд. Тем временем областные власти объявили о сокращении бюджета на развитие дорожной отрасли.
7 сентября 2014, 16:51
Вести новосибирск

Расходы на программу повышения доступности общественного транспорта, в том числе метро — и вовсе сократили почти в три раза. Примерно на 50 миллионов меньше в этом году обещают и культуре. Причина неприятных новостей — нехватка денег в областной казне. Кто именно недоплатил? Из-за чего страдать будем?

Доходы областного бюджета — словно локомотив. Везёт все налоговые и неналоговые поступления. Грузовой состав из года в год не меняется. А вот наполнение вагонов — разное. Представим: поезд № 2013 — бюджет прошлого года. 2014-ый состав текущий. Груз, который он должен привезти, немного тяжелее — на 6 миллиардов по сравнению с прошлым годом. Что вполне логично — растёт инфляция, увеличиваются расходные статьи — на них нужны деньги.
***
Итак, первый вагон — самый вместительный. Это налог на доходы физических лиц. Надёжен — стабильно обеспечивает четверть всех поступлений. Прошлогодние сборы от нынешних почти не отличаются. И по темпам сбора и по объёмам. Пожалуй, расстраивает только один факт: вагон мог бы быть на треть тяжелей. Миллиарды рублей уходят в «тень». Это серые зарплаты. По данным налоговых служб, областная казна в прошлом году могла получить дополнительно около 7 миллиардов рублей. Доходы, которые мы потеряли.

Далее — налог на прибыль. Вместе с предыдущим формирует половину доходов казны. Наполняют этот вагон наши предприятия. Сбор показателен: чем динамичней растёт экономика — тем больше получает бюджет. И тем больше детсадов и больниц можно построить. Уже известно — в этом году мы не досчитаемся 2,5 миллиарда рублей — это посчитал региональный Минфин. Прибыль «провисла» в самых доходных отраслях: обрабатывающие производства, финансы, сфера услуг и транспорт.

Следующий вагон — элитный. Это деньги, которые безвозмездно поступают к нам из госбюджета. Последние несколько лет груза в нём всё меньше и меньше. 2 года назад регион получил от федерации 23 миллиарда, в этом году — на треть меньше — 16. Но, скорее всего, до конца года поступления увеличится. Изначально небольшой план обычно корректируют в пользу регионального бюджета.

12 миллиардов к новому году в казну должен был привезти вагон с налогами на имущество и транспорт. Однако уже сегодня ясно — поступлений, к примеру, от организаций будет меньше почти на 700 миллионов.

Просела и алкогольная отрасль. Акцизные сборы от продажи хмельных и крепких напитков это примерно 10 процентов бюджета. Наша область — главный пивоваренный регион Сибири. В масштабах страны — занимаем 7-е место. Но факт — пить мы стали меньше. Новосибирские пивовары в этом году на четверть сократили объёмы производства. Сохранилась прошлогодняя тенденция — падение было таким же. В итоге казна недополучила 3 миллиарда рублей. К примеру, на эти деньги можно 8 лет подряд закупать лекарства для всех областных льготников. Недоимку не компенсирует и рост акцизов. Эффект, скорее, обратный — с рынка уходят возможные налогоплательщики — мелкие производители.

Следующий вагон наполняют акцизы на ГСМ. Эти деньги мы получаем от федерального центра. Налог собирают со всей страны и затем — распределяют по регионам. Он отражает состояние отрасли в общероссийском масштабе. Сейчас нефтеперерабатывающие предприятия уменьшили производство топлива, которое могло бы принести в казну дополнительные миллионы. Кроме того, большие объёмы топлива идут на экспорт — а его акцизом не облагают. В итоге к концу года наш вагон не довезёт более миллиарда рублей.

Остальные вагоны везут налоги на малый бизнес, штрафы ГИБДД — и другие не столь значительные поступления. Это примерно десятая часть всех доходов. Общий недовес грузового состава 2014-го поезда — более 9 миллиардов рублей. Понять, за счёт чего можно сократить недоимку — такая задача стоит перед Минфином и минэкономразвития. Иначе локомотив может увязнуть в кредиторской задолженности. В этом году мы гасили долги предыдущего. В августе министр финансов региона Виталий Голубенко заявил: рассчитались. Однако «кредиторка» может замедлить скорость локомотива под номером 2015.

читайте также