Почти полвека назад военный летчик пролетел под Октябрьским мостом Новосибирска


Отчаянный вираж. Почти полвека назад военный летчик Валентин Привалов пролетел под Октябрьским мостом Новосибирска на МиГе-17. Кому и что он пытался доказать?
30 сентября 2013, 13:10
Вести новосибирск

Александр Клемятенко, житель Новосибирска, очевидец: "На звук среагировали. Нам из-за моста его не видно было. А потом уже из под моста вылетел, увидели. Я сам лично видел дно Оби, ну а там глубина же метров 6 наверное. У многих одежду посносило".

Кто сидел за штурвалом истребителя и почему он направил свой самолёт под мост - тогда, в июне 65-го, очевидцам события оставалось лишь догадываться. Огласке ЧП не придали. Первая скудная информация в газетах появилась в 80-х.

Тогда то журналист Александр Каманов и начал поиски отчаянного лётчика. Рассказ из первых уст услышал спустя десятилетие. И снял фильм о бесстрашном капитане.

Александр Каманов, соавтор сценария фильма "Случай в городе Н": "Мелькнул островок, довернул ручку управления, нацелился на центральную арку. Стал ниже, ниже, ниже брать и уже у самой земли в метре от воды уже свечкой ушёл, чтобы не задеть железнодорожный мост".

29-летний капитан Валентин Привалов прибыл в Новосибирск из Канска на 4 дня для участия в показательных учениях.

Валентин Привалов, пилот истребителя МиГ-17: "Когда мы отдыхали на пляже, всё время просматривал этот мост, и он меня завлёк. Плавая до середины Оби, глазомерно я измерял высоту пролёта и ширину между опорами".

Валентин Привалов, пилот истребителя МиГ-17: "Облачность пробив, я увидел свой мост и не смог удержаться. Всё внимание было на то - нет ли кого там, и меня уже никто не мог удержать".

Засиделся в капитанах, поспорил с друзьями, решил покорить девушку - что толкнуло лётчика аса на этот шаг?

Валентин Привалов, пилот истребителя МиГ-17: "МиГ-17, на котором я пролетал, он был мной до того изучен, я его чувствовал исключительно, и мне хотелось ещё совершенствоваться. Это не то, что там спор какой-то - это всё чепуха".

Отчаянный вираж не записала аппаратура на борту - дала сбой. И если бы не бдительный диспетчер, который зафиксировал отклонение реактивного истребителя от курса - этот случай так бы и остался незамеченным. Командование сочло поступок капитана Привалова грубым воздушным хулиганством. Неделю на губе он ожидал своей участи.

Валентин Привалов, пилот истребителя МиГ-17: "Вскоре пришла телеграмма от министра обороны Малиновского такого содержания: Лётчика Привалова не наказывать, ограничится теми мероприятиями, что уже провели".

И снова летал, учил молодых. В 42 по состоянию здоровья уволился в запас. Сейчас живёт в Подмосковье. Трюк Привалова до сих пор не повторил ни один лётчик в мире. Энтузиасты настаивают - событие достойное книги рекордов Гиннеса должно быть увековечено. Но на Октябрьском мосту до сих пор нет даже памятной таблички о том, что в июне 65-го лётчик-ас совершил здесь свой отчаянный вираж.

читайте также