Православные новосибирцы отметили 90-летие новосибирской епархии и юбилей Вознесенского собора


Особый день для новосибирских православных. В четверг храмах прошли божественные литургии в честь Вознесения Господня. Это один из главных христианских праздников. Его отмечают на 40 день после Пасхи.
16 июня 2013, 15:29
Вести новосибирск

В Новосибирске сразу несколько знаковых событий на этой неделе. 90-летие Новосибирской епархии и юбилей Кафедрального храма - Вознесенского. Маленькая деревянная церковь появилась на окраине Новониколаевска ровно 100 лет назад. Сегодня Новосибирская Митрополия - это 157 храмов, сотни священнослужителей и активная социальная помощь - от приютов для бездомных до центров реабилитации наркозависимых. Век Вознесенского храма - можно ли оценить дорогу к вере?

Люди идут в храм с молитвой, на исповедь и причастие. За утешением, искуплением, надеждой. У каждого своя дорога к храму. И у каждого храма - свой путь.

В начале прошлого века в маленьком городке Новониколаевске Турухановская площадь была местом окраинным, где жили в основном люди небогатые - рабочие, переселенцы, бывшие крестьяне, приехавшие на стройку железной дороги. Потому и церковь поставили скромную - деревянную, в один престол. Участок под строительство городская дума отвела безвозмездно, деньги собирали сами прихожане. Вознесенская церковь стала седьмым храмом города. Спустя 10 лет - с образованием Новосибирской епархии - в Вознесенской церкви открыли кафедру епископа. Но вскоре начались аресты и расстрелы священнослужителей, в Новосибирской области страшную судьбу разделили 700 священников, псаломщиков, членов попечительских церковных советов . Новосибирские церкви - часть взорвали, часть - превратили в красноармейский клуб, планетарий, театральное училище. Вознесенский храм стал хранилищем зерна.

Петр Чернобровцев, архитектор (съемки 2006 г.): "Богу наши храмы не нужны, а нужны они нам, как проявление нашей любви к нему. Когда храмы разрушали, то мы убивали не религию и не Бога - мы убивали сами себя".

В 1944 году трудами епископа Варфоломея Вознесенский храм возвратили церкви. Имя этого человека священно для тысяч прихожан. Тамара Петровна Жукова 62 года назад стала ходить на молитву в храм, ее причастником был отец Варфоломей.

Тамара Жукова, прихожанка Вознесенского собора: "Невысокого роста, очень добрый. Я к нему на первое причастие ходила домой - он жил на Пушкина в маленьком домишке. В 1956 году он умер и похоронили его здесь в соборе, в Серафимовском приеле".

К началу 70-ых здание обветшало, рядом на искусственно поднятой площадке построили цирк. Собор, стоявший на горке, очутился в яме, территория утратила один из двух входов. Говорят, унизить можно только человека, а оказалось, что и храм тоже. Понадобилось еще два десятка лет, пока все поняли - дорогу в церковь никакими препятствиями не закроешь. В 1988 году власти дали разрешение на перестройку храма из деревянного в кирпичный. Много усилий пришлось приложить владыке Гедеону - в те годы главе Новосибирской епархии - чтобы здание обрело облик, достойный кафедрального собора. Кстати, работу новосибирских зодчих на всероссийском смотре признали лучшим архитектурным произведением. Хотя при строительстве не все проходило гладко.

Тамара Жукова, прихожанка Вознесенского собора: "Никольский придел хотели расширить - в исполкоме был такой Боков - явился и запретил и не увеличили. Всё с такими большими трудностями было".

Как относились к верующим, а особенно к священнослужителям в те годы, люди постарше помнят хорошо. Нательные кресты прятали от сторонних глаз, а приобщение детей к вере считали чуть не преступлением.

Тамара Жукова, прихожанка Вознесенского собора: "Мне пришлось, чтобы сына в храм привести, специальный пропуск брать".

И всё же насколько сильны духом оказались те, кто пришел на помощь - возводить любимый храм, как родной дом. В выходные дни люди спешили на стройку. 

Павел Патрин, протоиерей, клирик Вознесенского собора (съемка 2006 г): "Был такой случай - ехал секретарь или кто-то из начальствующих - увидел свою тёщу, несущую в ведре 3 кирпича. Он потом приехал и рассказывает - дома лежит умирает, а здесь три кирпича несет. Так было - бабушка так хотела, что ее кирпич будет в стене лежать, это ее труд. А как Господь говорит, сторицей воздам за добрые труды, которые человек понесет, живя на земле. Был большой энтузиазм, желание у людей, чтоб был этот храм. Люди дождались - столько лет храмы были закрыты".

Четыре десятка лет со своим храмом отец Иоанн Колодий, прошел с ним трудную часть пути.

Иоанн Колодий, священник: "Думали, ничего не вернуть, а нет - промысел Божий он сотворил всё правильно. Люди идут в храм молятся, причащаются".

В 90-ые годы начался расцвет приходской жизни храма, его территории, трудами владыки Тихона, доныне возглавляющего Новосибирскую епархию. Недаром сказано в Писании - первые станут последними, а последние первыми. В торжественные дни тысячи людей спешат в храм - разделить радость, а в будни преклонить колена - со своими нуждами и печалями, благодарностью - и вопросами. 

Тихон, митрополит Новосибирский и Бердский: "История новейшая начинается с прошлого. Не может быть будущего без того, чтобы не привязываться к своим корням. Надо менять сознание людей, человек должен соединять в себе и материальное и духовное У него есть тело и есть душа, при правильном устроении человек может многое сделать".

Дети и взрослые идут в воскресную школу при соборе, молодые священники проходят практику. Дорога к храму не пустеет.

читайте также