• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ
ЮниКредит Банк

Сельское население Новосибирской области за последнее десятилетие сократилось на 10%

16 сентября 2012, 15:16
Тенденция настораживает. С момента проведения переписи 2002 года, с карты области исчезли 32 деревни. Дома покидают колыванцы, чулымцы, маслянинцы. Пока держатся за родные деревни жители Новосибирского, Искитимского, Ордынского районов. 5 и даже меньше жителей - почти в полусотне деревень.

Мы живем стереотипами. Деревня - родина коров и лошадей. Здесь, вдали от городской суеты, чистый воздух и настоящие люди. Только здесь можно попробовать истинное масло и молоко. А еще - этого скоро не будет, потому что все хотят жить в городе, где ничего, казалось бы, стоящего нет. Ни людей, ни масла.

Гарифулла Моносыпов, пенсионер, житель села Аул-Тандов: "Здесь родился, доживаю".

Для нас, приезжих, он Григорий Алексеевич, чтобы не диктовать по буквам сложное татарское имя. Это в родном селе Аул-Тандов повторять не нужно. Во-первых, всякий дедушку знает. А во-вторых, деревенька с фактическим населением в 122 человека - татарская.

София Гасанова, заведующая клубом села Аул-Тандов: "Здесь изначально было заселение барабинских татар. По некоторым данным, более 400 лет. Оно одно из первых в барабинской степи. А все остальные - переселенцы. Приволжские татары. Ассимилировались уже все".

В этой части Новосибирской области много татарских поселений. А еще Куйбышевский район - лидер по количеству умирающих деревень с населением от 1 до 100 человек. За 10 лет с карты области исчезло 32 деревни. Все шансы раствориться в истории есть и у Аул-Тандова.

Сатых Тугусов, тракторист, житель села Аул-Тандов: "Сколько помню, мое поколение жили в этой деревне. 3-4 поколение. Деревня была большая, народу много было. Дети разъехались. Со старухой вдвоем. Помаленьку рыбачим, у нас тут озеро".

Сегодня на улицах села тихо. Даже собаки не лают. Отвыкли от людей. Чужие здесь не ходят. В гости наведываются только родственники. И те без энтузиазма. Вот и Габдула Баширов, сравнивая с родными Чанами, клянет Аул. Цивилизации ему здесь не хватает.

Габдула Баширов, гость села Аул-Тандов: "Организации нет. Нет организованности. Люди запились. Вот это самое главное. Работы нет. Молодежь разъехалась. Одни старики".

Молодые в селе наперечет. Вот и школу закрыли, горстку детей возят на занятия в соседнюю деревню. Попадаются только старики и мотоциклы. Миргасим здесь вырос. Поскитался по другим деревням. Но сколько можно бегать от стройки к стройке, жить от заказа до заказа? Вернулся, бросил якорь. Рассчитывает обновить дом, расширить хозяйство. Верит в будущее Аула.

Миргасим Мухаметдинов, строитель, житель села Аул-Тандов: "Здесь нужно что-то организовать. Невозможного не бывает. Просто нужен какой-то организатор. Почему нельзя. У нас озеро хорошее. Деревня хорошая. Все свои главное. Народ дружный".

В новоспасском сельсовете два крошечных поселения - Аул-Тандов и Кожевниково - одно село покрупнеее, Новоспасское. В нем полтысячи жителей. Глава сельсовета с говорящим именем Владимир Медведев ищет зацепку - как сохранить население. Перебить стремление к комфорту и возможностям города.

Владимир Медведев, глава Новоспасского сельсовета: "Село национальное. В этом году администрация района нам передала здание в администрацию сельсовета, в котором мы будем открывать мечеть. Может это как-то придержит людей не уезжать из села".

Гумар живет в соседних Бодашках. В Аул приезжает помочь брату по хозяйству, покормить коня Юлия - по настоянию внука назвали, как в мультике. Брат на работе, обслуживает единственную в селе питьевую скважину. Братьев в город не тянет. Мясом и молоком обеспечены. Что еще надо?

Гумар Манасыпов, житель села Аул-Тандов: "Дают же с биржи. В пенсионный заплатил. 2 года назад. Двух коней, корову брал. И все. 700 дали бы. Еще туда-сюда. Тракторишко какой бы купил".

Селяне знают, кто из них зажиточный, а кто бедняк. На взгляд горожанина все вкалывают одинаково. Просто у одних в сарае только лопаты да тяпки, а у другого - конь. А у семьи Абайдулиных - целое подвижное хозяйство.

Нафиса Абайдулина, фермер, жительница села Аул-Тандов: "Два раза в неделю езжу на базар. Продаю молоко, сметану. Творог. Этим и живем. Сено сами косим. Трактора мало-мальски. Кто хочет, выкарабкивается".

Живут дружно. Болеют редко. Фельдшер Фархана Ширинова борется с гипертонией стариков, да с бытовыми травмами. Судьбе ничего не угрожает. Но и событий мало, если не объявится какой-нибудь приезжий.

Фархана Ширинова, фельдшер ФАП села Аул-Тандов: "Зашел ко мне приезжий. Не местный, из тюрьмы освободился. Его кто-то побил. Он зашел и не захотел уходить. Я ему помощь оказала. Обработала, перевязала. Пришлось мне в милицию звонить".

Своих, тех, кто остается, словно сама земля выбирает. Негоже бросать могилы предков. Размышлять некогда. У философов - скотина дохнет. Образцовое хозяйство у людей практического склада.

Заир Манасыпов, житель села Аул-Тандов: "Здесь народился, здесь живу, здесь работаю. Куда переезжать. Кто нас где ждет? Трудно здесь жить, в маленьком селе? Ничего не трудно. Кто работает, тому можно жить".




Loading...