• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ
ЮниКредит Банк

Светлана Тиссен

28 сентября 2016, 12:45
Светлана Тиссен — ведущая программ, информационных выпусков, журналист. На ГТРК с 2006 г. Работала актрисой театра «Глобус», сотрудником рекламной компании — до прихода в телекомпанию.
Светлана Тиссен

Я пришла на студию в январе 2006 г.. И первая съемка была 13 января про старый новый год. Снимали с Духовниковым. Минус 42, в Академгородке, ближе героя не нашлось. И надо еще стенд-ап снять. В мороз — без перчаток. Голова открытая. К микрофону примерзла, рот кривит. В итоге этот сюжет не пошел в эфир. Потому что я писала как практикант, а взяли сюжет Жени Титенко, она уже более опытный корреспондент была. Хотя я сейчас понимаю — ко мне отнеслись внимательно, выделили группу, хорошего оператора, дали возможность полноценно отработать сюжет. Такой был первый опыт.

    А пришла я на студию случайно. Узнала от знакомой — она была жена Паши Афанасьева — что он уходит на Первый канал, и освобождается место ведущего. Я вообще-то на телевидение не собиралась, хотя, когда училась в музыкальном колледже, мой преподаватель по сцен. движению говорил — Света, ты сама себя не понимаешь, тебе надо на телевидение. Ну вот — пришло время . Все же — судьба мне здесь быть. До этого я немного  работала копирайтером — писала рекламные тексты, сама их озвучивала. Думаю: опыт подачи себя со сцены есть, написания текстов тоже. Как раз 2 месяца сидела без работы. Написала резюме, отправила. Не ждала, что меня позовут, но думаю — надо во все двери стучаться. И мне Светлана Александровна Войтович мне ответила -  приходите на собеседование. 

        И когда мне сказали — да, давайте с вами поработаем, посмотрим. Что вы умеете. Я схватилась за голову — технологии не знаю, не знаю, что такое журналистика. Но — справилась, хотя все же мое дело — это ведение. Это мое.

Что такое ведущий в моем понимании?

      Первое. Я должна быть я.   Я противник шаблонов. Я , например, очень люблю Ираду Зейналову. Очень люблю. А кто-то ее терпеть не может. Хотя я понимаю — да, она такая жесткая, ну и что. Для новостей это как раз то, что нужно. В жизни мы проще, раскованнее. Свободнее. Если бы была развлекательная программа — я бы точно оставалась сама собой. Такая же , как в жизни. Зрителю важно, чтобы он тебе верил. А чтобы он тебе верил — это должна быть правда. Как только ты надеваешь на себя маску — это сразу все читается, вранье сквозит через эту маску. И неважно, что ты будешь самую правдивую информацию говорить — если это не ты говоришь. А какой-то образ, который ты на себя примерил — все. Тебе никто не поверит, и смотреть тебя не будут. А когда ты — это  ты, ты пропустил через себя информацию, у тебя есть СВОЕ отношение — неважно, что нам говорят, что журналист не должен быть субъективным. Не может так быть. И я для себя решила — я это я, это мое отношение к информации. Да, я могу с каким-то оттенком что-то прочитать, выразить свое отношение интонацией, движением бровей, чуть улыбкой. Не могу я по-другому. У меня всегда реакция — когда про ребятишек и про людей, которые живут несмотря ни на что. К этому я никогда не могу остаться равнодушной. И после таких материалов приходится собираться внутренне. Чтобы перейти к другим материалам, где другой характер. Другая история и другая подача. А ты размякла и готова любить весь мир. 

Второе . Ведущий должен быть умным человеком. И даже если ты не в теме — включи свои актерские способности. Сделай вид, что понимаешь. И даже если не понимаю — обязательно разберусь и пойму. То есть надо показать какое-то знание свое — иначе это тоже неправду рождает. А чтобы разбираться — надо иметь хоть какую-то толику ума. Необязательно быть эрудитом и интеллектуалом. Надо просто хотя бы обладать здравым смыслом. В этом же вопросе — с точки зрения восприятия человека  - определенную роль играет возраст ведущего. Я даже за собой наблюдаю — 10 лет назад и сейчас. Я разная. Опыт добавляет доверия со стороны зрителя — мой житейский опыт, который тоже с экрана читается. Ну и профессия добавляет, когда ты уже знаешь — как рассказать, чувствуешь нюансы и тонкости — что в этой теме лучше об этом не говорить. А где-то наоборот надавить, копнуть и дать свою оценку. И это приходит только с опытом — и жизненным, и профессиональным. Конечно, есть психологический барьер. И тут уже дело не в ведущих, а в зрителе, для которого мы работаем. Есть разные каналы, разные форматы. На Муз — ТВ ведущие могут быть и моложе 20 лет. А бабушки, которые смотрят  новости, таких ребят точно не воспримут.

Еще в нашей профессии очень важен обмен опытом. Я первый год проработала, уже вела Вести - Сибирь. И меня отправили на учебу в Москву. Мы общались между собой и с москвичами, самыми популярными и умными. Это общение, то, с какой мудростью и опытом  они говорили о профессии — что и как они делают  - мне очень помогла. Я это все в себя как губка впитывала и потом примеряла на  себя . Где мое, где не  мое, а почему я так не могу., почему мне это близко и нравится. Они были у нас двое — Ситтель и Выхухолева такая блондинка — она недолго проработала на ТВ. И вот насколько мне ее манера — Выхухолевой — на экране не нравилась, настолько нравилась Ситтель. Первая — надменна, говорит как поучает. И Ситтель - умна, спокойна, к тебе как к собеседнику с экрана, с добрым расположением. И в жизни она такая же. И я поняла, что все-таки какую бы ты маску ни натянул — твое нутро все равно прорывается. И каков человек в жизни — таков и на экране. 

Третье. О наставничестве. Когда я пришла молоденькая девочка, ничего не понимая в профессии , я — как все — ждала, что кто-то придет, подставит плечо. Тогда такого не было. Сейчас, к счастью, у нас изменился коллектив и изменилось в коллективе все. Сейчас и молодые приходят несколько с другим настроем. Они дают себе возможность ошибаться. У нас — я думаю это признак поколения — не одна я такая, я не давала себе права на ошибку. И от этого зажималась, и от гиперответственности столько ошибок совершала. Потом такое чувство прошло. Но я очень нуждалась в тот момент в подсказке, а ее почти всегда не было. Но спасибо характеру — я не сложила лапки, не бросила и не ушла. Хотя однажды случайно услышала, как жестко мою работу обсуждали мои коллеги. И подумала — Ах так, вы еще пожалеете , что такого мнения обо мне были и вам будет стыдно. Но , конечно, были люди, которые подсказывали и поддерживали. Но их было мало, и всегда это были такие советы бегом, на ходу. Поэтому я считаю — у ведущих должны быть наставники. Потому что ведущий — тот человек, кто выдает конечный результат работы всего коллектива зрителю. Тут может трудиться вся редакция. Но если этот человек подведет — все, кто за кадром могут хоть на голову встать — ничего не сложится. Потому нужен наставник рядом.     




Loading...