Татьяна Моноенко


Татьяна Моноенко
Я познакомилась с ГТРК – тогда еще с НСТ (Новосибирской студией телевидения) – в 2002 году.
28 сентября 2016, 12:37
Вести новосибирск

Помню, это было летом, незадолго до юбилея компании (45 лет). Поразил масштаб. Я пришла сюда, поработав главным редактором ТМВ (Телевидения в метро), где был небольшой коллектив – один журналист, один оператор, один монтажер и менеджер по рекламе. А здесь! Несколько редакций, цеха…

«Новое время»

Я попала в редакцию общественно-политического вещания, в программу «Новое время». Мы рассказывали о том, как работают заводы, предприятия города и области, как развивается потребкооперация, о людях, которые меняют нашу жизнь к лучшему.

Мой первый сюжет. Я хорошо помню, куда поехала, с кем, и даже на какой машине – завод «Сибсельмаш», оператор Петр Сиднев, «ГАЗель». Помню съемочную площадку – это был какой-то цех, – Петра Васильевича, который очень помог в тот момент советом, делом. Я только потом, спустя годы, поняла, с кем начинала работать. Про Сиднева уже тогда говорили: «Легенда. Человек, который может снимать даже ведром».

Помню, мне поручили делать собственную рубрику «Время – деньги». Раз в неделю, по четвергам – репортажи о защите прав потребителей. Тогда этот институт только начинал развиваться. Как выбрать товар? Куда обратиться, если купили некачественную вещь? Как правильно пожаловаться? Работать над рубрикой было безумно интересно.

«Открытая студия»

Программа – ежедневное ток-шоу на телевидении. Здесь обсуждали самые злободневные темы. Один гость, два ведущих – мужчина и женщина. Амир Нагуманов и Светлана Войтович. Больше десятка экспертов с двух сторон, мужчины и женщины. Разные вопросы, разные взгляды на проблему, разные акценты. Записывали сразу несколько программ – до 20 в день. Трудно, но безумно интересно, а для меня – молодого журналиста – это еще и отличная школа. Я на программе работала редактором. Продумывала темы, вопросы, приглашала гостей. Благодарна Светлане Александровне – за то, что она поверила в меня и пригласила на этот проект. Мы отработали в этом режиме несколько лет, и я потом долго скучала по такому формату.

«Красный проспект»

«Красный проспект». Мы придумали этот проект в начале 2000-х. Программа о традициях, быте, культуре народов, живущих в Новосибирской области. До записи – большая подготовительная работа. Хорошо помню, как готовились к программе о таджиках. Нас пригасила в гости большая таджикская семья. Усадили за стол, на пол, и угощали, угощали, угощали. И рассказывали – о том, почему приехали в Сибирь, как приняли их здесь, чем гордятся, что ценят. «Красный проспект» – передача студийная, для записи использовали большой павильон, разделили его на несколько зон. Ведущие – я и Андрей Масленников – активные участники процесса. Мы и блюда готовили национальные, и напитки, и учились национальным ремеслам, танцевали, пели вместе с гостями. В итоге записали больше пяти программ, смонтировали, но, увы, все они так и остались лежать на полке. Почему – это уже другая история…

«Вести»

«Вести». В этой редакции я работаю с момента основания, или, правильнее сказать, переименования – до 2002 года главной информационной программой Новосибирской области была «Панорама». Ее закрыли после того как телекомпания вошла в холдинг ВГТРК. Я сразу попала в профессиональную команду, и пошло-поехало. Каждый день – съемки, интервью, командировки, встречи с интересными людьми, работа над специальными репортажами. Самые значимые для меня сюжеты – о продаже органов, о проблемах трансплантации, о детском суициде. Именно они стали победителями всероссийских конкурсов.

2006 – этот год запомню на всю жизнь. Октябрь, командировка в Убинский район. Снимаем сюжет о конфликте между местными охотниками и охотобществами. Заезжаем по дороге домой в природный заказник «Успенская лесная дача» – здесь, по информации местных жителей, неизвестные варварски вырубают лес. Оказалось, так и есть. Начали снимать, как вдруг один из лесорубов с топором бросается на камеру. Позже на допросе в полиции он заявил, что никому не угрожал, а топор взял в руки просто так, однако в областной прокуратуре, просмотрев видеоматериалы, отнеслись к произошедшему со всей серьезностью и сочли угрозы реальными. Возбудили уголовное дело. 29 ноября 2006 года Убинский райсуд приговорил лесоруба к году лишения свободы условно. 29 ноября – в мой день рождения. Бывает и так…

Помню мою первую поездку в Москву. Мою самую первую в жизни поездку в Москву! Конкурс «Территория безопасности». 2009 год, конец мая, кинотеатр «Иллюзион». Ведущий фестиваля Михаил Пореченков вручает 13 дипломов. В качестве призов – вазы, фарфоровые чаши, кофейные сервизы. И тут на сцену выносят… меч! В огромной раме, под стеклом. И я слышу свою фамилию. «Лучшей телевизионной работой признан сюжет «Продажа органов» Татьяны Моноенко, корреспондента Новосибирской ГТРК. Это сюжет, поднимающий одновременно множество сплетенных воедино проблем современного российского общества, отягченных кризисом. Отдельный приз – от сети магазинов-салонов «Арсенал». Безумно приятный и, как оказалось, безумно тяжелый подарок. Как я добиралась до дома, пешком, потом на метро, ловила удивленные взгляды пассажиров! Как я не обратила на себя внимания сотрудников полиции?

А потом был Саратов… 2009, 2010 – самые «урожайные» на награды годы.

Фильмы

Их пока три, и все связаны с водой: «Озеро Надежды», «Пять элементов», «Чан и Тага. Солёные песни Сибирского моря».

«Озеро Надежды» – фильм, который мы снимали для санатория «Озеро Карачи». Уникальная работа, в которой нам удалось рассказать о курорте особым языком, избегая шаблонов, используя художественные постановочные фрагменты.

«Пять элементов» – еще один фильм о санатории «Озеро Карачи». Здесь мы привлекли к съемкам чемпионов мира по ушу.

«Чан и Тага. Солёные песни Сибирского моря» – фильм для души. Фильм-поклон великому озеру Чаны, фильм-признание в любви к своей Родине. Чан и Тага. Сказка о любви богатыря и красавицы, Чаны и Таган. Жизнь озера – или, как его здесь называют, моря – и деревни, воды и человека. Их судьбы и характеры переплетаются. «А могут ли они жить друг без друга?», – задаемся мы вопросом. У каждого, кто живет здесь, своя песня. Своя песня – у моря. Оно высыхает, мелеет. Уходит не только вода, но и рыба. У лебедей, которые летят над деревней и боятся попасть под прицел охотника. У жителей села Таган, кто видит, как умирает деревня, и кто пытается вернуть сюда людей, производство, сельское хозяйство. О своем поют старожилы – кто родился здесь и никогда не уезжал. В этих песнях – любовь, боль, вера, грусть, отчаяние, надежда. В этих песнях – правда о жизни российской глубинки.

«Чан и Тага» – фильм, который показали на большом экране в кинотеатре «Победа» и который лег в основу ток-шоу с участием региональных министров, глав районов, предпринимателей, простых сельских жителей. Говорили о том, как привлечь в эти места инвесторов, туристов. Как вернуть жизнь озеру и деревне.

читайте также