Эксперт назвал невыгодным выпуск пассажирских сверхзвуковых самолётов


Эксперт назвал невыгодным выпуск пассажирских сверхзвуковых самолётов
Сверхзвуковой пассажирский самолёт – это возможно. В этом уверены новосибирские учёные из Института теоретической и прикладной механики.
11 мая 2017, 11:05
Фото: из открытых источников
Вести новосибирск

Это, несомненно, амбициозная заявка. Человечество не хочет знать предела в скорости перемещений, нам надо успевать везде – пусть даже порой вопреки соображениям безопасности. Но мы, конечно, как всегда, ждём, что нас удивят наши учёные.

Директор Института теоретической и прикладной механики, заместитель председателя СО РАН Василий Фомин в интервью телеканалу «Россия 24» рассказал, смогут ли новосибирские ученые создать сверхзвуковой пассажирский самолёт.

– Насколько реалистично создание сверхзвукового пассажирского самолёта?

– Проблему надо рассмотреть в двух аспектах. Первый – люди все время будут стремиться перемещаться как можно быстрее. Попытка быстрого перемещения пассажиров уже была сделана – мы создали ТУ-144, европейцы сделали «Конкорд». Сейчас их производство закрыто: от больших пассажирских самолётов – большой звуковой удар. Когда он летит над населенным пунктом, возникает так называемая «n-волна», которая вредно влияет на человека.

Американцы прозевали момент создания самолёта подобного типа, и решили, что сверхзвуковые самолёты у них летать не будут. Дальше получилось так, что звуковой удар стал целой проблемой для авиастроителей. После снятия самолётов с производства стали изучать, можно ли вообще побороть звуковой удар. Американцы взяли наш самолёт, активно исследовали, изучили аэродинамику, но справиться не смогли. Вероятно, убрать звуковой удар совсем – нельзя, но уменьшить его можно. Стали думать, как. Размеры звукового удара зависят от размеров самолёта. Отсюда появилась идея создания административного самолёта на 25-30 человек.

– Что значит «административного»?

– Сам полёт будет стоить достаточно дорого, его смогут позволить себе только состоятельные люди. Сейчас все расчёты сделаны.

– У промышленности есть в этом интерес, или пока такие разговоры бессмысленны?

– Сейчас такие самолёты могут выпускать американцы, мы, немцы, французы и англичане. Но, как всегда, может получиться так, что первыми их выпустят китайцы. Бывает так. Самолёты будут единичными и экономически производить их невыгодно.

– Экономически выгодным может быть другой способ перемещения – в вакуумной трубе, – то, чем занимается сейчас Илон Маск. Приходит много новостей о его проекте, в него верится с трудом. Вы верите в реализацию такого проекта?

– В этом направлении люди будут двигаться. Очень приятно, что в основе лежат идеи профессора Томского университета, которые были высказаны еще в 1905 году. В вакуумной трубе существенно уменьшается сопротивление. Сейчас делаются научные проработки. Цена одного километра такой трубы и всей техники будет меньше, чем цена восьмиполосной дороги для движения. Это должны быть большие расстояния, это должна быть хорошо просчитано с точки зрения экономики. Вероятно, если подобная система будет запущена, то сначала будут возить грузы. Все изменения подталкивают интернет-торговлю – казалось бы, совершенно другая область, но она требует, чтобы товары перемещались быстро.

– Можем ли мы вложить что-то свое в эти проекты?

– Сейчас нужно много вкладывать с точки зрения науки. Например, надо определить, какой вакуум должен быть в трубе, и как его поддерживать. Ответ непонятен. Если сделать очень низкий вакуум, сопротивление будет очень маленькое, но тогда надо использовать много оборудования, а это – затраты.

– Есть ли у нас коллективы, которые занимаются сходной проблематикой?

– Есть. Но они при этом никогда не занимались аэродинамикой. Мы тоже понимаем, что аэродинамика в вакууме – непростая задачка. Пока перед нами таких проблем не стоит.

Фото: из открытых источников
читайте также