• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ
ЮниКредит Банк

Медовый спас: начинается пора сбора урожая природного лакомства

18 августа 2013, 16:11
Мы знаем разные наименования продукта: башкирский, дальневосточный, алтайский. Часто следуем за этими брендом и ошибаемся. Почему же, например, новосибирский мед не пользуется таким уважением?

Пчеловод испокон веку человек мудрый. Учится у пчел. А они не любят запанибратства, нервозности, нечистоплотности гостя. Валентина Колунова говорит, на пасеке постигаешь то, что в жизни есть пределы, и их нельзя переходить. Пчелиная семья - природный феномен. Но людям до пчел далеко. Галина Иванова на престижной ярмарке купила три вида мёда, и все оказалось подделкой.

Тамара Кочкарева, пенсионерка: "Вроде медом пахнет. Мед в какой-то степени присутствовал, но почему то он начал вспениваться, когда мед должен стоять и храниться долго, это нам непонятно".

Таких историй масса. Мёд диких пчел, мёд манго - а таковых не существует. Много подобных примеров знает профессор аграрного университета Виктор Кашковский всю жизнь посвятивший пчеловодству.

Владимир Кашковский, профессор новосибирского государственного аграрного университета: "Бренды эти под названием "башкирский мед", "алтайский мёд", у них обязательно расторопша. Не один пчеловод не разу не пробовал мёд с расторопши. Расторопша растение такое красивое, колючка такая, но меду выделяет расторопша очень мало".

У меда есть своя история, и в Сибири она начиналась без особого упора на географию. Пчеловодство за Уралом появилось, благодаря военным в конце восемнадцатого века. В районе Усть-Каменогорска командование гренадерами принял ученик Суворова полковник Аршеневский. Тут же объявил учения. Колонны пошли по сопкам, где цвел кипрей, но солдаты были обездвижены. Штаны военных пропитались липким нектаром. Ситуация комичная, но вывод был отличный: в Сибири надо заниматься пчеловодством.

Тогда за тридцать лет производство меда дошло до Красноярска. В первой трети девятнадцатого века на одного жителя Западной Сибири приходилось четыре с половиной улья. Сейчас один на двадцать человек. Не оттого ли, что мёда просто не хватает, и он дорогой многие торговцы сбиваются на кривую дорожку обмана.

Один из способов проверить настоящий или липовый в кавычках мед вам подсунули, это опустить продукт в холодную воду. Мёд плотный. И должен камнем упасть на дно. И растворяется он плохо. Все остальное от лукавого. А чтобы улучшить ситуацию на рынке, надо перейти на технологию персонального пасечника, говорят специалисты. Каждый должен знать, откуда мед - адрес, телефон, имя, фамилия поставщика обязательны. Ну, это чтобы было кого огорчить, если что. Мёд на лицо намазать.

Один из способов стимулирования рынка мёда, по мнению экспертов, это отказ от брендовой системы. Она во многом надумана и только путает как покупателей, так и производителей.

Владимир Кашковский, профессор новосибирского государственного аграрного университета: "Алтайский бренд стали называть, когда капитализм у нас возник - начали бренды делать. А раньше мы различали меда по тем культурам, с которых они собраны".

Вернуть сибирский бренд - один из самых адекватных способов создания условий именно для производителей Сибирских краев и областей. Новосибирские пчеловоды не скрывают: им с алтайским коллегами конкурировать сложно. Там немного теплее. Да и аграрный сектор на Алтае другой - крестьяне высевают донник, гречиху, подсолнечник. С них идет валовой сбор меда. В Новосибирской области упор на природные медоносы. Но Новосибирские пчеловоды не сдаются, у них два преимущества: научная база и качество продукта.

Сергей Волков, пчеловод: "Если смотреть по ботаническому составу - то мед полифлерный - это мед с множества трав, он априори полезней, так как собран с большего количества трав, а не с посевных культур".

Главное это сбыт. В Новосибирске не хватает точек продаж. Их организуют те, у кого есть деньги. Наши пчеловоды идут путем кооперации. Создали общество пчеловодов Новосибирской области: организуют обмен опытом, ярмарки. Ассортимент не большой - зато все натуральное. Мария Шкатула август, сентябрь и октябрь - объясняет покупателям тонкости выбора меда.

Мария Шкатула, продавец мёда: "Продукция экологически чистая, высшего качества, мне не стыдно торговать такой продукцией".

Чтобы наращивать объемы производства мёда, пчеловоды чаще использую технологию кочевых пасек, чтобы быть ближе к медоносам. Сергей Волков начал год у себя в Болотнинском районе, продолжил в Черепановском. Здесь у одного из хозяйств обильные поля донника.

Сергей Волков, пчеловод: "На протяжении нескольких лет опыт показал, что необходимо кочевать, для того чтобы гарантированно ежегодно со своей пасеки получать мед. Для того чтобы развиваться, жить".

Сергей Чуб со своими питомцами по области не кочует. Он пасечник-дачник. Специально выбрал себе полуразъехавшееся дачное общество, где народу поменьше, а медоносов много.

Сергей Чуб, пчеловод: "Соседи дружелюбно относятся. Во-первых, это позволяет им получать дополнительный урожай овощей и ягод, другое бывает, покупают или угощаю их медом".

Пасечник придерживается методики профессора Кашковского и с сорока пчелиных семей получает более полутора тонн меда за сезон.

В Коченевскоми районе пчеловодов Колуновых знают почти все. Супруги утверждают, что настоящий зрелый новосибирский мед редко можно найти раньше начала августа.
Супруги совмещают стационарный подход с кочевым. Правда, ориентир больше на дикие медоносы. В Новосибирской области хозяева посевов до сих пор считают пчеловодов нахлебниками.

Валентина Колунова, пчеловод: "Нас с распростертыми объятиями на посевах даже рапса не ждут. Пока еще не дошло до наших сельхозтоваропроизводителей, что пчелы приносят большую пользу и ученые работники говорят, увеличивается масличность семян и урожайность при опылении".

Кстати, мировой опыт таков, что аграрии приглашают пчеловодов и платят им за постой около поля. У нас, увы, все наоборот.




Loading...