Новосибирские энтузиасты восстанавливают самолеты времен Великой Отечественной


На полях сражений остались навечно миллионы. Герои страны – каждый! – достойны того, чтобы о них знали, чтобы их помнили. Историческую справедливость восстанавливают незнакомые погибшим люди – поисковики, реставраторы, энтузиасты. Так в Новосибирске в «Бессмертном полку» появился особенный боец – крылатый.
14 мая 2017, 12:01
Вести новосибирск

«Миг-3» – крылатый участник войны. Он погиб под Москвой в 1941, но спустя почти 70 лет новосибирцы из компании «Авиареставрация» вдохнули в машину вторую жизнь.

Владимир Барсук, лётчик-испытатель, директор Института авиации имени Чаплыгина: «Ощущения человеческие были, волнительные и счастливые, что есть возможность продемонстрировать самолет – участник ВОВ – в момент этой важной акции для страны».

Борис Осятинский, президент Фонда содействия сохранению военно-исторического наследия и созданию коллекции исторических самолетов «Крылатая память Победы» (г. Москва): «Миг-3» создавался как высотный истребитель, по своим характеристикам был уникальным. На высоте 7 тысяч метров у него скорость была 630-635 км/час – выше скорости любого немецкого истребителя по тем временам».

Высота и скорость определили место машины в системе противовоздушной обороны. 80% немецких бомбардировщиков, которые летели бомбить Москву, остановили именно самолеты «Миг-3». На «Миге» свои первые вражеские самолеты сбил знаменитый Александр Покрышкин. В небе над Новосибирском – истребитель лейтенанта Ивана Крапивко. Летчик выжил – тогда. Он через год погибнет под Сталинградом, а самолет останется в болотах. Казалось – навсегда.

Борис Осятинский, президент Фонда содействия сохранению военно-исторического наследия и созданию коллекции исторических самолетов «Крылатая память Победы» (г. Москва): «Болото – очень хороший консервант, сохранилось большое количество деталей, сохранилась почти вся кабина, центроплан, твердая часть крыла консоли – они деревянные. Хвостовая часть за кабиной – она, конечно же, была утрачена, а стойки шасси, кабинный отсек, моторама – все было поднято».

На восстановление ушло 4,5 года и десятки миллионов рублей. Деньги в реставрацию вложил российский коллекционер Вадим Задорожный, основатель крупнейшего в стране частного музея техники. Шесть звезд – по числу побед летчика Крапивко. Впервые в небо воскрешенный «Миг» взлетел в 2014, с тех пор летал над солдатами «Бессмертного полка», показывал, на что способен, на городских авиашоу.

Директор Института авиации, лётчик-испытатель Владимир Барсук – всегда лично за штурвалом. Именно он заново «учил летать» крылатого участника Великой Отечественной. К такой технике – и тогда, и сейчас – особый подход.

Владимир Барсук, лётчик-испытатель, директор Института авиации имени Чаплыгина: «Умений требовалось гораздо больше таланта – таких интуитивных, наверное, данных, а знаний, наверное, меньше, потому что современные бортовые комплексы требуют большего объема знаний и другого мышления».

Сегодня на всю Россию – две машины «Миг-3» – в Москве и в Новосибирске. Каждую восстанавливали буквально из небытия. Около полусотни половиной тысяч боевых самолетов разного типа, что остались в стране после Второй мировой, с началом реактивной эры начали уничтожать за ненадобностью. Сегодня самолеты той эпохи можно пересчитать по пальцам. Бесценные. Легендарные Их возвращают к жизни энтузиасты – участники проекта «Крылатая память Победы».

Борис Осятинский, президент Фонда содействия сохранению военно-исторического наследия и созданию коллекции исторических самолетов «Крылатая память Победы» (г. Москва): «Идея самого проекта «Крылатая память Победы» – создать коллекцию самолетов периода Второй мировой войны, чтобы в эту коллекцию вошли самолеты, которые летали. И бомбардировщики, и истребители, и разведчики – все, что летало во время войны, желательно поднять в воздух».

Следующий в строю «Бессмертного полка» – знаменитый штурмовик «ИЛ-2». Пять лет назад его подняли со дна озера в Заполярье и сейчас готовят к первому полету – в тех же цехах, что и «Миг-3». Авиареставраторы, способные поставить боевую машину времен Великой Отечественной на крыло, есть только в Новосибирске.

читайте также