Полёт во вселенную на компьютерном кресле


Лицензия на космическую деятельность выдана одной из компьютерных компаний новосибирского Академгородка. Она производит тренажёры для Роскосмоса. На них космонавты проходят финальную подготовку перед полётом.
13 апреля 2011, 13:05
Вести новосибирск

В центре подготовки к полетам Василий Бартош, бывал не раз. Наблюдал как космонавт, вместе с инструктором, отрабатывает тактику поведения в безвоздушном пространстве. Новосибирский компьютерщик пытается понять - что нужно космонавту, чтобы прочувствовать все прелести космического полета еще в тренировочном модуле. Собранные данные Василий Бартош использует для создания более совершенных моделей компьютерных тренажеров. Программы созданные в новосибирской лаборатории, точно виртуальный взгляд в Космос. Это все то, что космонавт может увидеть в иллюминатор космического корабля.

Василий Бартош, начальник отдела виртуальной реальности: "Может видеть все в черно-белом изображении. Видеть с пересветкой из-за солнца, которое светит".

Работа компании началась с приезда в Новосибирск космонавта Леонова, который и предложил ученым Академгородка долгосрочное сотрудничество с центром подготовки к полетам. В стенах лаборатории специалисты изобретают свою фишку - графический движок, позволяющий без участия компьютерного железа, генерировать любую картинку, моделировать и анимировать различные жизненные ситуации. Задолго до появления всемирно известной картины "Аватар" в Академгородке уже знали о проекте стерео 3D все. Тренажеры такого качества, созданные новосибирскими программистами, уже успешно работали на отечественную космическую отрасль.

Ирина Травина, директор компании: "То есть можно было не выезжать никуда, надеть очки и посмотреть, как все устроено в 3D изображении".

Тренировки по стыковке корабля, виртуальные варианты внутреннего устройства космических станций. Упражнения в виртуальной реальности космонавты начинают уже за пол года до полета. Это финальная часть их подготовки к волнительному и сложному в их жизни событию. А значит нужно здесь все для того, чтобы, выйдя на орбиту, космонавт легче перенес физические и эмоциональные перегрузки. Занятия на тренажерах - каждый день. За пару часов виртуального полета нужно проделать два десятка тренировочных стыковок. Все навыки отрабатываются до автоматизма.

Вот сейчас на экране монитора я вижу помехи - это специально воссозданная разработчиками ситуация, которая может возникнуть в космосе во время стыковки. И здесь очень важно, чтобы космонавт не растерялся.

читайте также